Власти Испании отказались от уголовного преследования экипажа российского сухогруза «Высокогорск», задержанного на этой неделе. По итогам слушаний суд снял с капитана и судна все уголовные обвинения.
Средства технического контроля за поверхностью воды в Бискайском заливе не подтвердили наличия нефтепродуктов
«Портовые власти также отказались от ранее предъявленных требований к судну, касающихся якобы обнаруженных технических несоответствий на судне, и выдали документы об освобождении судна», – говорится в сообщении пресс-службы компании FESCO, в которую входит Дальневосточное морское пароходство (ДВМП).
«Высокогорск», перевозивший пиломатериалы из Орршера (Швеция) в Александрию (Египет), в пятницу продолжил движение по своему маршруту.
«Мы удовлетворены решением испанского суда и не сомневались в исходе дела, хотя FESCO и была вынуждена воздержаться от комментариев до вынесения решения, так как это могло быть расценено как давление на суд», – прокомментировал исход дела управляющий директор ОАО «ДВМП» Владимир Корчанов.
Напомним, 21 октября испанский патрульный самолет заявил, что обнаружил в 200 милях от мыса Кабо Приор в Бискайском заливе пятно размером 20 на 1,1 км. Подозрение пало на «Высокогорск». 27 октября судно было задержано в ближайшем по маршруту порту в Гибралтаре и отведено в Альхесирас.
В четверг вечером появилась информация о том, что за судно внесли залог в 150 тыс. долларов. «Судоходная компания внесла залог, который требовали испанцы, но его сумма говорит о том, что ситуация излишне драматизирована. Если бы за борт действительно попало несколько тонн нефти, как сообщают некоторые СМИ, то залог был бы в разы больше: от миллиона до миллиарда долларов», – прокомментировал руководитель дальневосточной инспекции труда Российского профсоюза моряков Петр Осичанский.
Отметим, в Испании очень строгие порядки, касающиеся загрязнения окружающей среды. Разлив нефти вследствие умысла или халатности по местным законам влечет за собой тюремный срок. «Новые европейские правила, грозящие членам команды тюрьмой, граничат с невменяемостью, – заявил газете ВЗГЛЯД главный редактор издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. – Причем делается это все не столько под давлением экологов, сколько лоббируется крупными судовладельцами, которым новые условия игры во многом на руку».
«Риски уголовного преследования, которые все возрастают и возрастают, отваживают людей от флота, от профессии моряка. Бывают аварийные ситуации, угрожающие жизни членов команды, бывают технические неисправности, приводящие к нанесению экологического ущерба, произошедшие не по вине команды, однако в тюрьму за все это могут угодить простые моряки», – посетовал он.
Кроме того, с 1 января 2011 года в Европе вводится новый режим порт-контроля, создается единая база по нарушениям и задержаниям судов и, соответственно, судовладельцев-нарушителей, отметил эксперт, так что судовладелец, судно которого будет признано виновным, в будущем будет сталкиваться с проблемами. «Условия игры для компании станут жестче, вплоть до запрета работать в европейских водах», – предупредил Войтенко.
На этот раз для Дальневосточного морского пароходства решающим аргументом в суде стал тот факт, что доказать наличие собственно нефтяного пятна не удалось.
«По мнению испанского сюрвейера (эксперта, осуществляющего по просьбе страхователя или страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов и грузов – прим. ред.), номинированного страховщиками судовладельца, пятно, обнаруженное с самолета, не содержало признаков нефтепродуктов. По его мнению, оно было зафиксировано техническим средством самолета в инфракрасном диапазоне в результате выброса винтом судна более холодной воды с глубины 8 метров на поверхность. Отбор жидкости в акватории для ее исследования не производился, другие средства технического контроля за поверхностью воды в Бискайском заливе не подтвердили наличия нефтепродуктов в описываемом пятне», – отмечается в сообщении FESCO.
«Высокогорск» ходит под российским флагом. Это одновинтовое однопалубное судно с удлиненным баком, полуледокольной формой носа и двойными бортами. Построено в 1991 году на верфи в Бильбао (Испания). Дедвейт судна – 7 тыс. 365 тонн, грузовая вместимость – 352 20-футовых или 118 40-футовых контейнеров.
ДВМП осуществляет грузоперевозки между портами Дальнего Востока, а также Южной Кореи, Японии, Китая, Тайваня, Вьетнама, Австралии, Новой Зеландии и США.
В настоящее время флот транспортной группы FESCO, в которую входит Дальневосточное морское пароходство, составляет 49 судов общим дедвейтом 700 тыс. тонн.