Общество

11 января 2010, 22:36

Китай купит партию российских авиадвигателей

Фото: oborona.ru

Машиностроительное предприятие им. В. В. Чернышева приступило к производству 43 двигателей РД-93 в рамках контракта, заключенного с КНР в апреле 2009 года. Они предназначены, прежде всего, для легких истребителей FC-1/JF-17, производство которых разворачивается в КНР и Пакистане. Самолет, в облике которого прослеживаются черты как западных, так и российских машин, в перспективе должен выйти на международные рынки, составив конкуренцию российским истребителям.

«Контракт на 43 двигателя РД-93 Рособоронэкспорт подписал с Китаем в конце декабря, и ММП им. Чернышева уже приступило к его исполнению», – сообщил источник в ВПК информационному агентству АвиаПорт.Ru. Собеседник уточнил, что 25 из этих моторов уже изготовлены. Все 43 двигателя будут поставлены в течение 2010 года. Еще один контракт на поставку в Китай следующих 100 двигателей РД-93 с тягой 8,3 тонны планируется подписать к маю 2010 года, сообщил источник агентства. Он также подтвердил, что договоренность с Китаем о поставке 500 моторов РД-93 сохраняется.

КНР дает потенциальным заказчикам возможность закупить вдвое больше современных боевых самолетов, чем при закупках в России или США

Как сообщалось ранее, Рособоронэкспорт в 2005 году заключил с КНР контракт стоимостью 238 млн долларов на поставку первых 100 двигателей РД-93 для китайско-пакистанского истребителя FC-1, этот контракт сейчас исполняет ММП им. Чернышева. Также было подписано рамочное соглашение на поставку 500 таких двигателей. При этом Пекин выражал готовность приобрести до 1 000 моторов, если они будут модернизированы с увеличением тяги. В этом случае общая стоимость контракта составит 3,75 млрд долларов.

Эта сделка весьма примечательна. Дело в том, что до сих пор Россия, а ранее СССР поставляли на экспорт авиадвигатели только в составе готовых изделий – самолетов. Тогда как другие страны, в первую очередь, такие как США, Великобритания и Франция, давно рассматривают продажу на экспорт двигателей для боевых самолетов как весьма доходную статью.

Прежде всего, экспортные «боевые» моторы предназначены для тех стран, которые хотят модернизировать свои ВВС. Действительно, государств, способных строить боевые машины собственной разработки, «с нуля», кроме вышеперечисленных, не так уж много: Швеция, Италия, КНР, Бразилия, Индия и Япония, причем в большинстве из них после покупки установочной партии двигателей разворачивалось их лицензионное производство. Таким образом, продать много готовых двигателей сразу не удавалось, пожалуй, ни одной стране-производителю, вероятно, с начала 80-х годов ХХ века.

Собственно, РД-93 является именно экспортной версией хорошо известного двигателя Р-33, которым оснащаются истребители семейства МиГ-29. Отличия между ними сравнительно невелики и заключаются лишь в переносе коробки приводов с верхней части мотора на нижнюю. Российские оборонщики изначально пошли по тому же пути, что и их западные конкуренты. Первым вариантом РД-93 следует считать двигатель РД-33Н (СМР-95) с нижним расположением коробки двигательных агрегатов для модернизации истребителей Super Mirage F-1 и Super Cheetah D-2 ВВС ЮАР.

Как уже отмечалось, большинство стран, которые нуждаются в военных двигателях, способны развернуть их серийное производство на своих мощностях и даже создавать собственные модификации моторов, как, например, Volvo Aero RM12 – лицензионный вариант семейства General Electric F404, предназначенный для истребителей SAAB JAS-39 Grippen. Так же обстоят дела в Индии: локализованная версия HAL RD-33 series 3, производимая заводом в Корапуте, мало отличается по характеристикам от российского прототипа. Иное дело – КНР.

Несмотря на значительный прогресс в авиастроении, производство современных силовых установок для боевых самолетов по-прежнему остается ахиллесовой пятой авиапрома Поднебесной.

#{weapon}

В начале 2000-х стартовала программа создания «полностью китайского» самолета J-11B – нелицензионной копии российского Су-27СК, который китайцам в общих чертах удалось скопировать. Учитывая успехи, достигнутые в 2004 году, они отказались продлить опцион на продолжение лицензионного производства Су-27 в КНР.

Последним элементом самолета, пока не до конца давшимся китайцам, остается двигатель АЛ-31Ф. Скопировать его для китайцев тем более важно, так как помимо J-11 вариант этого двигателя используется и в «чисто китайском» самолете «J-10». Хотя о готовности двигателя WS-10A «Тайхан» – аналога АЛ-31Ф – китайская авиационная корпорация AVIC I заявляла еще в 2006 году, последующие заявления представителей китайской авиапромышленности свидетельствовали, что у китайского двигателя недопустимо низкий ресурс, и он не дотягивает до российского аналога по большинству параметров. В январе 2009 года был заключен новый контракт на поставку более 100 двигателей АЛ-31ФН (вариант АЛ-31Ф) в Китай, а значит, усилия китайцев пока еще окончательным успехом не увенчались.

МиГ-29, на котором устанавливаются Р-33, в КНР не поставлялись, стало быть, стянуть китайским товарищам было нечего, а создать двигатель аналогичного класса тяги самостоятельно нереально. А такой мотор КНР очень нужен по двум как минимум причинам.

Во-первых, не считая небольших поставок пропекински настроенным режимам Азии и Африки небольших партий боевых самолетов – клонов советской техники 2-го поколения, крупных экспортных успехов китайский авиапром не имел. Исключение составляют лишь поставки заметных количеств истребителей F-7 (копия МиГ-21) в Египет, Ирак (в ходе войны с Ираном) и A-5 (штурмовик, глубокая модернизация МиГ-19) в Пакистан.

Однако техника полувековой давности перестала устраивать даже небогатые режимы. Для преодоления отставания при участии Пакистана был разработан легкий истребитель FC-1 (пакистанское обозначение – JF-17) − красивый, современный самолет, сочетающий элементы американского F-16 и российского аванпроекта, известного как МиГ-33.

Разработка самолета велась с начала 90-х годов китайской компанией Chengdu Aircraft Industry. Около 50% расходов на разработку (75 млн долларов) взял на себя Пакистан. У Китая с Пакистаном был заключен контракт на поставку 150 FC-1 на сумму 2,3 млрд долларов с опционом еще на 100 машин. А в марте 2009 года руководство компании Pakistan Aeronautical Complex и китайской Авиационной экспортно-импортной корпорации заключили контракт о начале серийного производства в Пакистане 42 легких многоцелевых реактивных истребителей JF-17, которые должны в ближайшие годы сформировать основу пакистанских ВВС. Похоже, что данная партия двигателей предназначена как раз для этой серии.

Кроме того, Пакистан планирует самостоятельно произвести от 200 до 250 истребителей, которым также нужны двигатели. Естественно, это будут РД-93 – КНР имеет разрешение на их реэкспорт. В ноябре 2007 года Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству РФ разрешила Китаю реэкспорт российских двигателей РД-93 в шесть стран: Египет, Нигерию, Бангладеш, Саудовскую Аравию и Алжир. Пакистан получил разрешение ранее.

Как можно видеть, среди этого списка, который можно рассматривать как список потенциальных клиентов китайского авиапрома, присутствуют как минимум три не самые бедные страны (Саудовская Аравия, Алжир, Нигерия), и, по крайней мере, в одной из них – в Алжире – интересы России и КНР пересекаются. Можно сказать, что китайцы присматриваются к рынкам, которые в силу небольшой емкости малоинтересны крупным производителям. Между тем, предлагая свои FC-1 по 15 млн долларов против 28−25 млн долларов за новые МиГ-29 или F-16, КНР дает потенциальным заказчикам возможность закупить вдвое больше современных боевых самолетов, чем при закупках в России или США.

Это довольно опасная тенденция. Но поскольку россиянам предложить на эти рынки нечего, то продажа авиадвигателей в КНР позволяет пусть косвенно, но получить с них доход.

Вторая причина, по которой РД-93 необходимы КНР, – это создание двухмоторной версии J-10 для базирования на авианосцах. Над морем двухмоторный самолет предпочтительней по условиям надежности, но два АЛ-31 в планер J-10 просто не вписываются, а пара РД-93 – в самый раз. Между тем китайцы хотят видеть на палубах своих кораблей самолеты двух типов: тяжелый истребитель J-11 и легкий J-10.

В общем, двигатели, вышедшие в свое время из конструкторского бюро Климова, стали неплохим экспортным товаром, который при определенных условиях останется таковым на протяжении 20−30 лет.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

В Белгороде произошел взрыв
Темы дня

В западном саммите по Украине немало полезного для России

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии изначально задумывалась как политический удар по России. Но ситуация на фронте расставила все по местам: саммит, на котором представитель Москвы присутствовать не будет, в итоге принесет пользу именно России.

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

ВСУ начали в панике покидать поселок Архангельское под Авдеевкой

В Британии назвали причину молниеносного продвижения российских войск

На Украине объяснили исчезновение главы Минобороны Умерова

Новости

Минобороны показало уничтожение танка Abrams высокоточным «Краснополем»

Операторы FPV-дронов и артиллеристы группировки войск «Центр» уничтожили снарядом «Краснополь» американский танк M1 «Abrams» и БМП «Брэдли» в зоне проведения СВО, сообщили в Министерстве обороны России.

Автомобиль с мигрантами во время погони упал в котлован в Петербурге

Каршеринговый автомобиль с тремя мигрантами упал в котлован во время преследования его инспекторами ДПС на Московском шоссе в Санкт-Петербурге, двое пострадавших госпитализированы, сообщило главное управление МВД по городу и Ленобласти.

Жители Германии высмеяли Бербок за угрозы в адрес России

Немцы высмеяли выступление главы МИД Германии Анналены Бербок на канале ARD, где она обвинила Россию в якобы доказанной кибератаке на страну и пригрозила последствиями.

ВСУ лишились возможности подвозить боеприпасы в Часов Яр

ВСУ в Часовом Яре лишились возможности свободно подвозить резервные силы и боекомплекты, так как дорога находится под огневым контролем ВС России.

В США призвали Украину срочно отказаться от части территорий

В ходе потенциальных мирных переговоров с Россией Украине придется отказаться от некоторых территорий, чтобы сохранить контроль над частью страны, заявил подполковник армии США в отставке Дэниел Дэвис на YouTube-канале Daniel Davis / Deep Dive.

Концерт барда Сергея Никитина отменили в Москве

Посвященный 80-летию барда Сергея Никитина концерт, запланированный на 13 июня в московском Центре авторской песни, отменен по просьбе исполнителя после скандальных сообщений о якобы спонсировании им ВСУ.

Автомобили замглавы Минобороны Иванова переписали на бывшую супругу

Два автомобиля арестованного по делу о взятках замглавы Минобороны Тимура Иванова перешли его экс-супруге Светлане Ивановой в феврале прошлого года, следует из открытых данных.

В МИД заявили о серьезной подготовке НАТО к конфликту с Россией

Учения НАТО Steadfast Defender 2024 демонстрируют серьезную подготовку альянса к возможному противостоянию с Россией, заявила спикер МИД Мария Захарова.

В Германии оскорбились смехом Шольца после отказа дать Киеву Taurus

Смех канцлера Германии Олафа Шольца после отказа передать Киеву дальнобойные ракеты Taurus оскорбляет жителей Украины, выразил мнение на канале N-TV генсекретарь оппозиционной немецкой партии Христианско-демократический союз Германии (ХДС) Карстен Линнеманн.

МВД объявило в розыск Зеленского и Порошенко

МВД России объявило в розыск бывшего президента Украины Петра Порошенко по уголовной статье, следует из базы ведомства.

Минздрав обновил информацию о рисках применения ибупрофена

Министерство здравоохранения России рекомендовало производителям препаратов с действующим веществом ибупрофен изменить инструкции и добавить информацию о новых рисках развития заболеваний, следует из письма ведомства, опубликованное в госреестре лекарств.

Раскрывший «тайну» схождения Благодатного огня журналист оправдан

Суд Афин оправдал греческого журналиста Димитриса Аликакоса, который раскрыл тайну схождения Благодатного огня, он опубликовал признание хранителя и настоятеля Храма Гроба Господня в Иерусалиме архиепископа Исидора о том, что он сам зажигает огонь.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?