Президент России Дмитрий Медведев подписал поправки в Жилищный кодекс и закон «О рекламе», касающиеся установки рекламных конструкций на многоквартирных домах.
Диапазон цен будет зависеть от места размещения здания
«Документ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 федерального закона «О рекламе» был принят Госдумой 16 сентября и одобрен Советом Федерации 21 сентября 2009 года», – говорится на официальном сайте президента России.
Теперь на размещение любой наружной рекламы на многоквартирных домах потребуется согласие владельцев квартир.
«Собственнику квартиры на праве общего пользования принадлежат объекты общего пользования. Это в том числе стены. Раз ты собственник, значит, все это ваше, общее. А с другой стороны, все эти вопросы решают какие-то другие дяди. И неизвестно, куда деньги идут», – заявил в эфире «Вести-Москва» председатель комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
Уточним, что раньше решения о размещении наружной рекламы принимались в муниципалитете либо собраниями членов товариществ собственников жилья. Но со вступлением поправок в силу ситуация кардинально изменится. Первым делом владельцам многоквартирных домов нужно будет организовать общее собрание собственников помещений. В группе нужно будет определить лицо, которое и будет вести переговоры с рекламными агентами. В частности, согласовывать вопросы по цене, размерам рекламы и срокам ее установки. После утверждения позиций по всем пунктам жильцы смогут получить определенный процент от сделки и потратить деньги по своему усмотрению.
Между тем представители рекламного бизнеса предупреждают, что нововведение приведет к росту цен на рынке.
«Это, безусловно, вызовет повышение стоимости размещения рекламных конструкций, особенно на тех домах, которые удачно расположены в Москве. На окраинах города ценовая политика, вероятнее всего, останется прежней», – рассказал газете ВЗГЛЯД директор отдела наружной рекламы крупного международного рекламного агентства Игорь Шмуйлов.
Были попытки проигнорировать нас, внаглую заявлялось: а зачем платить, если можно не платить
По мнению эксперта, вполне вероятно, что жители многих удачно расположенных домов сами будут проявлять инициативу и подавать заявки на размещение рекламы.
Кстати, как рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД председатель петербургского ТСЖ «Просвет» Светлана Грибанова, наиболее активные могли и не ждать президентских поправок. Например, у них вопрос с предоставлении площадей под рекламу и получении за нее денег был решен положительно уже давно, на одном из общих собраний собственников жилья вскоре после образования ТСЖ в 2006 году.
«Если мне не изменяет память, для принятия этих решений необходимо две три голосов собственников, - рассказала Светлана. – Сейчас ТСЖ имеет договор с рекламным агентством, которое и «собирает» для нас всю рекламу. Не скрою, эти доходы являются существенным подспорьем для бюджета дома. Мы направляем их на ремонт». Но, по словам Светланы, были попытки установить рекламу и без ведома жильцов:
«У нас в доме много магазинов, офисов на первом этаже. Были попытки проигнорировать нас, внаглую заявлялось: а зачем платить, если можно не платить. Мы судились с ними через арбитраж. Суд длился полтора года. И, в конце концов, мы победили. Несогласованную рекламу демонтировали».
Однако, как заметила председатель ТСЖ, не каждый дом может заработать на рекламе. Многое зависит от его местоположения. Если место не престижное, если в доме нет магазинов и т.д., то заказчика рекламы можно искать очень долго.«Нам повезло, наш дом стоит в очень привлекательном месте, выходит на проспект», - заключила Светлана.
Это подтвердил и Игорь Шмуйлов, отвечая на вопрос о цене сдачи дома под рекламу. «Сейчас сказать очень сложно, ведь пока толком неизвестна сама процедура заключения договоренностей с собственниками жилья. Но, безусловно, диапазон цен будет зависеть от места размещения здания», – подчеркнул он.
По некоторым расчетам, российский рынок наружной рекламы, размещенной на стенах и крышах жилых домов, оценивается в 4,5 млрд рублей.
Отметим, что нововведения с рекламой – не единственная инициатива в РФ. В планах законодателей защитить права собственников и перед операторами сотовой связи, которые пока без разрешения используют крыши домов для установки передатчиков.