Решение об отклонении проекта «Охта центр» от допустимых параметров застройки было единогласно принято на вторничном заседании городского правительства. Итог: чиновники дали добро проекту архитектурного комплекса с небоскребом высотой 403 метра против 100 метров, положенных по действующим правилам.
Из-за того, что это решение утверждено городским правительством, оно не стало более юридически корректным и законным
Губернатор Валентина Матвиенко даже не стала акцентировать внимание на этом вопросе, мол, все и так всем ясно, заявив: «По этому поводу уже столько сказано. Комментарии излишни». Правда, затем уточнила, что все правовые нормы соблюдены, все сделано в соответствии с законодательством.
На официальном сайте правительства Петербурга отмечается, что «новый деловой квартал, расположенный в Красногвардейском районе, должен дать новый импульс развития правобережью Невы, обеспечить новые рабочие места для горожан, создать новую социальную инфраструктуру. Он станет новой высотной доминантой Северной столицы».
Нынешнему заседанию правительства Петербурга предшествовало решение городской комиссии по землепользованию и застройке, принятое на прошлой неделе. Комиссия рекомендовала утвердить искомую высоту. За небоскреб высотой в 403 метра проголосовали одиннадцать ее членов, трое высказались против.
Но оппоненты «башни Газпрома» остаются при своем. Они намерены подавать иски в суды и продолжать бороться.
Проект «Охта центра» (нажмите, чтобы увеличить) |
«Из-за того, что это решение утверждено городским правительством, оно не стало более юридически корректным и законным, − заверил корреспондента газеты ВЗГЛЯД директор петербургского центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. − Да, оно было ожидаемым. Особенно после того, как общественные слушания по проекту «Охта-центра» были назначены на очень странное время − 9 часов утра 1 сентября… Решение принималось в пожарном порядке, стояла задача «протащить» его как можно быстрее».
Вместе с тем противник небоскреба не теряет надежды, что когда-нибудь все же «будет принято адекватное, взвешенное решение по застройке» этой территории.
«Мне кажется, можно сделать для района Охты хороший, красивый архитектурный проект, который не вступал бы в противоречие с законом. Хочется надеяться, что все-таки будет найден компромисс в сторону понижения высоты и снижения плотности застройки. Какой должна быть высота? На сегодня 100 метров для меня − это та высота, та точка, установленная законом, которая является обоснованной. Я не вижу причин, почему этот объект должен быть в четыре раза выше».
У высоты «Охта центра» и его близости к историческому центру города есть активные критики не только в России, но и за границей. Как писала газета ВЗГЛЯД, проект небоскреба вызывал серьезную озабоченность у Комитета всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Директор Центра всемирного наследия Франческо Бандарин, в последние годы неоднократно бывавший в Петербурге, не исключал, что Северная столица даже будет внесена в список мировых ценностей, находящихся в опасности. А ряд экспертов и вовсе говорили о возможности исключения города из списка всемирного наследия.
Справедливости ради отметим, что у небоскреба появляются и защитники. К примеру, известный шоумен Сергей Стиллавин, сам уроженец Петербурга, в своем «Живом Журнале» раскритиковал противников «Газпромовской» высотки: «Получил пламенное воззвание – помочь распиарить ЖЖ-акцию, направленную против офисного центра «Охта», главным сооружением которого должно стать 400-метровое здание Газпрома. Акция направлена, видимо, на поднятие всенародной волны протеста, чтобы не допустить возведения громадины, – пишет Стиллавин. – Я попросил активистов объяснить мне, как человеку, несколько лет живущему в Москве и не владеющему информацией с места событий, в чем заключается тот нереальный вред от строительства, о котором так шумно говорят? К сожалению, никто мне этого ответа не дал, поскольку в ЖЖ очень модно впрягаться в темы, смысл которых не изучен. Я почитал юзеринфо «ходоков» и пришел к выводу, что многие из тех, кто радеет за запрещение небоскреба, даже не проживают в Петербурге, а значит, протест носит немотивированный характер».
По мнению шоумена, в воззвании против «Охта центра» есть масса нестыковок. Даже первая фраза о том, что небоскреб находится в историческом центре Петербурга, вызывает у него недоумение.
«Возможно, у кого-то есть представления о том, что «Петербург – это музей под открытым небом», а некоторые скажут, что Питер – это сплошной центр без окраин, но я, как петербуржец, позволю себе опустить на землю фантазеров. Охта – это питерский отшиб, никогда не являвшийся престижным районом, застроенный сталинскими домами и хибарами, созданными руками пленных немцев, а также есть несколько кварталов 70-х годов. В общем, когда я учился в школе, Охта являлась мрачным совдеповским районом, и ни о каком «историческом центре» здесь говорить нельзя».
Как писала газета ВЗГЛЯД, споры вокруг «Охта центра» в Северной столице идут не первый год.
Если Газпрому, финансирующему проект, и властям, дающим на него добро, удастся построить этот огромный деловой комплекс, то на территории Охты на противоположном берегу от Смольного появятся театрально-концертный зал, стадион, бассейн, комплекс спортивных залов, рестораны, парк, музей археологии и галерея современного искусства. Офисы компании «Газпром» и ее «дочек» должны занять около 16% территории нового комплекса, 35% площадей будут отданы под общественные функции, еще 49% − под бизнес-центры.