В четверг вечером в Заводском районе города Грозного в поселке Черноречье на улице Мамсурова сотрудники милиции в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий задержали боевика, который в период с сентября по ноябрь 1996 года входил в состав бандгруппы Арби Бараева, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах.
Сейчас надо Евкурову не только заявлять, что он – как миротворец. Он все-таки «гэрэушник» бывший, генерал-герой, ему надо жестче бороться с этим злом
«Кроме того, в Старопромысловском районе в городке Иваново сотрудники милиции задержали участника незаконных вооруженных формирований, который с января по июль 1995 года входил в состав бандгруппы Махаева», – добавил милиционер.
Как уточняет «Кавказский узел», первый задержанный боевик – 39-летний житель Черноречья Халимов.
«Задержанный уже сознался в том, что в 1996 году он состоял в одном из отрядов боевиков. В настоящее время с ним продолжают работать следователи. Устанавливается его причастность к совершению тяжких или особо тяжких преступлений. Также будет решаться вопрос о принятии меры пресечения к задержанному», – сообщил источник в МВД Чечни.
Первая чеченская война завершилась соглашениями, подписанными в Хасавюрте незадолго до президентских выборов в РФ в 1996 году. В соответствии с ними решение вопроса о статусе Чечни было отложено до 2001 года.
Нынешняя контртеррористическая операция, называемая второй чеченской войной, началась в 1999 году: в августе 1999 года крупные бандформирования под командованием Басаева и Хаттаба вторглись на территорию Дагестана. После месяца боев боевики отступили в Чечню. Одновременно с этим в Москве, Волгодонске и Буйнакске произошла серия взрывов жилых домов, что послужило поводом к началу военной операции на территории самой Чечни.
Начиная с сентября воинские части и соединения Минобороны и МВД развернули полномасштабную наступательную операцию. В отличие от первой войны, которая называлась «мерами по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики» (Указ президента РФ от 11 декабря 1994 года), вторая кампания изначально проходила под эгидой контртеррористической операции.
Режим КТО, на протяжении последних 10 лет действовавший в Чечне, был снят 16 апреля.
«С 00.00 часов 16 апреля отменен приказ, объявляющий территорию республики зоной проведения контртеррористических операций, – говорилось в официальном сообщении Национального антитеррористического комитета России. – Такое решение призвано обеспечить условия для дальнейшей нормализации обстановки в республике, восстановления и развития ее социально-экономической сферы».
С этого времени мероприятия по борьбе с терроризмом в Чечне осуществляются в соответствии с общим порядком, действующим в других регионах страны.
Однако после снятии режима КТО ситуация в республике не улучшилась. Еще весной президент Чечни Рамзан Кадыров сообщил о принятом решении не ставить больше перед федеральным центром вопрос об амнистии боевиков. «Им неоднократно давали такую возможность вернуться к мирной жизни. Кто хотел, это уже сделал. А если оставшиеся бандиты хотят кого-то убивать, то мы им тоже поможем умереть», – заявил он.
В подтверждение последних слов он распорядился в случаях, когда боевики окажут вооруженное сопротивление, уничтожать их, не стараясь взять живыми, не рискуя при этом жизнями милиционеров и военнослужащих.
«Я не вижу надобности, чтобы гибли милиционеры и военнослужащие. Человек, поставивший перед собой цель убивать невинных людей, должен быть уничтожен», – заверил Кадыров.
В июле глава республики заявил, что собирается привлечь к борьбе с ныне действующими боевиками бывших экстремистов. В частности, его согласились поддержать Магомед Хамбиев, которого назвали «министром обороны Ичкерии», и бывший полевой командир Шаа Турлаев. В то же время Кадыров еще раз подчеркнул, что «амнистии для участников НВФ больше не будет. Те, кто захочет вернуться к мирной жизни, должны предстать перед судом. Поезд для них уже ушел».
Между тем и ингушскому коллеге Юнус-Беку Евкурову, на которого 22 июня этого годы было совершено покушение, Кадыров посоветовал быть жестче.
«Сейчас надо Евкурову не только заявлять, что он – как миротворец. Он все-таки военный стратег, он «гэрэушник» бывший и генерал-герой, ему надо жестче бороться с этим злом. А мы, если понадобится, поможем», – заявил Рамзан Кадыров в интервью газете «Комсомольская правда».
«И у нас, и в Ингушетии все условия создаются для нормальной жизни, – отметил он. – Строятся мечети, исламские институты, университеты. Нам никто не запрещает проповедовать ислам. Если от этих условий отказывается человек, уходит в лес, в горы и убивает наших же граждан, наших мусульман, ему одна дорога – на три метра в глубину. Вот. Вести с ними диалог, их призывать, чтобы возвращались домой, – это уже неоправданно».
«Но не надо сегодня зацикливаться только на Северном Кавказе, – подчеркнул Рамзан Кадыров. – Проблема ваххабизма – это проблема всей России. Чтобы добить ваххабитов на Северном Кавказе, мы должны взаимодействовать не только с Дагестаном, Ингушетией и другими «местными» республиками. И в Татарстане они есть, и в Москве есть, эти ваххабиты, просто они пока молчат».
В то же время руководитель Чеченской Республики убежден, что боевикам осталось недолго: «У бандитов сейчас агония. Они знают, что им деваться некуда, и поэтому командиры дают молодым ребятам, которые у них там, какие-то таблетки, одурманивают их, вводят в заблуждение и отправляют...»