Необходимость реформирования уголовно-исправительной системы (УИС) России обсуждалась на научно-практической конференции по реформированию уголовно-исполнительной системы РФ в четверг.
Действующий подход к уголовным наказаниям в стране сильно устарел и является неадекватным
«Действующий подход к уголовным наказаниям в стране сильно устарел и является неадекватным», − заявил министр юстиции РФ Александр Коновалов, отметив, что главная задача реформирования − снижение числа людей, которые находятся в местах лишения свободы.
По словам Коновалова, около половины заключенных РФ могли бы быть наказаны за свои проступки вне изоляции от общества и разрыва социальных связей. «В то же время многие преступники находятся на свободе, в том числе за счет латентности преступлений, ошибок следствия и судебной системы», − заявил глава Минюста.
Предполагается, что время реформирования УИС займет от 10 до 15 лет. За это время Минюст намерен внести поправки в законодательную базу, которая позволит изменить практику арестов на досудебной стадии уголовного преследования, передает РИА «Новости».
«Арест должен рассматриваться как исключительная мера пресечения, без которой нельзя обойтись категорически», − подчеркнул Коновалов.
Ряд преступлений, за которые сегодня предусмотрено уголовное наказание, могут быть переведены в разряд административной юстиции. Это, по мнению главы Минюста, позволит повысить вариативность наказаний, в том числе снижение порогов санкций за отдельные преступления.
Базовой идеей реформы остается сепарация спецконтингента, то есть отделение особо опасных преступников и рецидивистов от тех, кто попал в исправительное учреждение в первый раз и зачастую по глупости.
В результате реформирования в России сохранится два вида тюрем − для рецидивистов и совершивших тяжкие преступления в первый раз, а также два вида колоний-поселений − с усиленным наблюдением и без него, где будут содержаться неопасные преступники.
«По предварительным подсчетам, в результате сокращения числа осужденных будут высвобождены около 40 исправительных учреждений. Их можно будет использовать в инвестиционных программах, по опыту Минобороны России, или передать МВД для организации арестных домов, либо они могут использоваться ведомством в других целях», − сказал на конференции директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ Александр Реймер.
Курировать реформу УИС будет бывший директор ФСИН РФ Юрий Калинин, назначенный в августе заместителем главы Минюста РФ.
Особое внимание при обсуждении будущего УИС глава Минюста уделил проблеме коррупции. «Сегодня мы в непростых условиях в связи с тем, что должны были отказаться от многих социальных благ, которые должны были, в частности, получить сотрудники ФСИН... существуют индивиды, которые готовы нажиться на федеральном бюджете», − сказал министр.
В результате сокращения числа осужденных будут высвобождены около 40 исправительных учреждений
Он призвал таких сотрудников сразу покинуть ряды министерства, предупредив, что в противном случае их ожидает «изгнание с позором либо тюрьма».
Отметим, что в начале года о недостатках УИС говорил и Дмитрий Медведев. «Состояние уголовно-исполнительной системы, где содержится около 800 тысяч человек, нельзя назвать удовлетворительным», – подчеркнул президент.
Для заключенных, осужденных за легкие правонарушения, президент России предлагает шире применять в качестве наказания «домашнее» ограничение свободы.
«Введение в действие мер в виде ограничения свободы, вместо заключения под стражей до суда, позволит снизить число заключенных на 20 тысяч человек в год», – отметил Дмитрий Медведев.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, электронные браслеты позволяют следить за преступниками в течение 24 часов в сутки. По словам специалистов, устройство очень легко надеть и трудно снять. Для этого необходима специальная аппаратура. Если кто-то попытается сорвать, вскрыть, разрезать аксессуар слежения, тут же прозвучит сигнал тревоги. Тот же сигнал раздастся, если осужденный зайдет на запретную для него территорию.
В России будут опробованы два вида электронного контроля: простая модель, состоящая из базовой станции и легкого электронного браслета, благодаря чему человек свободно может передвигаться в небольшом радиусе от станции, и более сложная система электронного слежения посредством спутниковой связи или GSM.
Если говорить о зарубежном опыте, то в США электронные браслеты используются в 49 штатах из 50. В Европе их активно применяют в Британии, Швеции и Нидерландах.
Такая же система электронного мониторинга уже действует в Австралии, Новой Зеландии и в некоторых развивающихся странах мира. Всего по всему миру применяется около 200 тыс. электронных девайсов.
Ориентировочная цена введения браслетов, которые уже применяются в России, – 4 млрд рублей.