Четверть экзаменационных работ со стопроцентным результатом, выборочно проверенных Рособрнадзором, не прошли проверку: эти результаты не подтвердились.
Речь не идет о пересмотре результатов, в том числе и результатов конкретных детей
«Всего по результатам ЕГЭ первой–второй волны было получено 2 336 стобалльных результатов, – сообщил газете ВЗГЛЯД официальный представитель ведомства. – На федеральном уровне были выборочно проверены 370 экзаменационных работ. 74,6% результатов этих работ подтвердились, остальные, соответственно, не подтвердились. На это было указано региональным комиссиям и управлению образования, которое занимается проведением ЕГЭ».
«Речь не идет о пересмотре результатов, в том числе и результатов конкретных детей, – это прерогатива конкретных регионов, – подчеркнул он. – В первую очередь, стоит вопрос о том, правильно ли работали сами комиссии, которые занимались оценкой результатов. Возможно, где-то по результатам нашей проверки будут сделаны оргвыводы».
При этом, по словам представителя Рособрнадзора, оставить некорректные результаты в силе вполне в компетенции специалистов на местах.
«Следует подчеркнуть, это не фальшивые результаты: просто какие-то оценки были завышены, какие-то, напротив, занижены. Причины тому могут быть самые разные.
Может быть, в самих региональных предметных комиссиях не совсем корректно оценивались результаты, возможно, кому-то из экспертов не хватило собственных знаний, кому-то – попросту смелости для того, чтобы поставить адекватную оценку. Так или иначе, разбираться с этим теперь должны на местах», – отметил представитель ведомства.
По мнению экспертов, некорректные результаты вполне могут остаться «правильными» с официальной точки зрения после соответствующего решения региональных чиновников.
«Есть такая вероятность, – сказала газете ВЗГЛЯД директор департамента Фонда содействия развитию науки, образования и медицины Дарья Митина. – Обычно к Рособрнадзору прислушиваются, но делают это, как правило, на той стадии, когда ведомство, условно говоря, готовит материалы для передачи в прокуратуру. Не так давно тюменский комитет по образованию получил несколько предупреждений от Рособрнадзора, причем в достаточно резкой форме (в том случае это касалось не экзаменов, а работы с дошкольниками). Председатель комитета демонстративно их игнорировала и отреагировала только после того, как Рособрнадзор подготовил документы и передал их в прокуратуру. Область приняла меры, только когда прошли меры прокурорского реагирования. А в случае с экзаменами здесь еще возникает вопрос престижа, потому что каждый регион относится к результатам болезненно и ревностно: чем они выше, тем, соответственно, лучше показатели работы областных органов образования».
По мнению Дарьи Митиной, большое число некорректных оценок обусловлено разными причинами, не последней из которых является, например, формалистский подход к работе.
«Помимо элементов коррупционного процесса завышенные результаты связаны также с вопросами престижа и статуса, – отметила она. – Нельзя сказать, что все непременно берут взятки: многие оценки натягивают по той причине, что должностным лицам выгодно показать результаты выше, чем они есть на самом деле, потому что это индикатор их собственной работы. Статистика у нас всегда приукрашивалась, но здесь некоторые люди не вполне отдают себе отчет, что за этой статистикой стоит реальная оценка реальных знаний конкретных людей».
Эксперт обратила внимание на тенденции, которые отмечаются в вузах после того, как ЕГЭ стал обязательной формой проверки знаний.
«В престижные вузы крупных городов в массовом порядке приезжают золотые медалисты из разных республик. Их и раньше было много – еще с советских времен больше всего медалистов обнаруживалось на окраинах. Но раньше фильтр стоял в самих вузах, то есть неподготовленный человек, который свою медаль получал незаслуженно, просто срезался на вступительных экзаменах. Теперь у таких молодых людей на руках высокие результаты ЕГЭ, и они штурмуют престижные вузы, в том числе такие, как, например, медицинские. К чему это приведет, мы сможем увидеть лет через пять. В рамках старой системы с поступлением в вузы неподходящих людей можно было бороться, теперь этой возможности нет – перед тобой только баллы и тесты», – рассказала Дарья Митина.
«Думаю, что выводы по результатам проведенной экзаменационной кампании пойдут в том направлении, что будет вводиться все больше исключений из правил: сначала для творческих вузов, потом для гуманитарных и так далее. Рано или поздно, как только масса накопленного материала (в том числе и такого, как результаты проведенной проверки) станет критической, спектр этих исключений станет существенно шире. Но в целом от идеи ЕГЭ в ближайшее время вряд ли откажутся вне зависимости от результатов. Сделать это для нынешнего руководства Минобрнауки означает расписаться в своей несостоятельности – идею ЕГЭ продвигали несколько лет, и отменить это ведомство вряд ли захочет», – заключила эксперт.
В апреле – июне этого года ЕГЭ сдавали 995 тыс. 295 выпускников школ этого года и прошлых лет, в июле – 137 тыс. 585 абитуриентов вузов и средних специальных учебных заведений.