Ведущие страны мира установили в минувшем году рекорд по расходам на вооружения, сообщается в распространенном сегодня докладе Стокгольмского международного института исследований мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI). В десятку мировых лидеров вошли США, Китай, Франция, Великобритания, Россия, Германия, Япония, Италия, Саудовская Аравия и Индия. Как отмечают авторы исследования, в наибольшей степени – почти в три раза – за последнее десятилетие выросли военные расходы России (58,6 млрд долл.) и Китая (84 млрд долл.), который вышел по этому показателю на второе место в мире после США.
Очевидно, что тягаться с лидером в этой области, Соединенными Штатами, сегодня не в состоянии ни одна страна мира
Среди стран, которые внесли заметную долю в увеличение показателя военных расходов, входят также Иран, Израиль, Бразилия, Южная Корея, Алжир и Великобритания.
Всего, по данным SIPRI, затраты на военные нужды во всем мире в 2008 году составили 1,46 трлн долл., увеличившись на 4% по сравнению с 2007 годом. В относительном выражении это составляет 2,4% от общемирового ВВП. В конкретных цифрах это составляет 217 долларов на каждого жителя Земли.
Очевидно, что тягаться с лидером в этой области, Соединенными Штатами, сегодня не в состоянии ни одна страна мира. На долю США приходится 41% общемировых военных расходов, или 607 млрд долл. Любопытно, что наибольшую долю в мировых военных расходах США занимали в 1999 году, когда она составляла 43%.
Это неудивительно: страна несет тяжелое бремя военных расходов, участвуя одновременно в двух военных кампаниях. На сегодняшний день совокупный объем расходов США на войну в Ираке и Афганистане с 2003-го по 2009 год составляет 800 млрд долларов, и к концу года они должны превысить общую стоимость войны во Вьетнаме на 150 млрд долл.
На стоимость общемировых военных расходов напрямую повлияли процессы модернизации, которые происходят сейчас в крупнейших армиях мира, и на первом месте тут, конечно, КНР. Несмотря на то что численность НОАК постепенно сокращалась с 4,238 млн человек в 1985 году до 2,300 млн в 2006 году, ее материально-техническое оснащение в последние годы меняется коренным образом.
Темпы роста военных расходов в 1,5–2 раза превосходят темпы роста ВВП, составляя 14–18% в год. Если в 2001 году эти расходы были эквивалентны 17,4 млрд долларов, то в 2009 году они достигнут 70,2 млрд. При этом все без исключения зарубежные исследователи сходятся на том, что официальная цифра расходов занижена по сравнению с реальной в 1,5–3 раза, поскольку в нее не включены затраты на импорт вооружений и доходы от экспорта, расходы на ядерное оружие и Стратегические ядерные силы (СЯС), на Народную вооруженную полицию, субсидии в ВПК, НИОКР.
Действительно, отставание Китая в некоторых областях от развитых стран, включая соседей, становится прямо-таки «неприличным». Так, основу танкового парка до сих пор составляют танки Тип 59 и Тип 69 различных модификаций, представляющие более-менее доработанные копии советских Т-54/55/62. Более-менее современные машины Тип 85 и Тип 98, равно как и современные БМП, в частности, созданные на базе российских боевых модулей (лицензии были проданы Пекину в середине 1990-х), идут, прежде всего, в элитные дивизии, дислоцированные в Синдзян-Уйгурском автономном районе и пограничных с Тайванем приморских провинциях.
То же самое можно сказать и о боевом составе ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК), 80% которых составляют советские самолеты или их местные копии производства 50–70-х, а иногда и 40-х годов, как в случае с китайской копией фронтового бомбардировщика Ил-28. Доля новейших самолетов вроде Су-27/30 и их китайских копий J-11B крайне незначительна, а новейшие J-10 пока даже не поступают в войска.
Быстрый рост военных расходов КНР имеет и еще одно объяснение: в стране сейчас реализуются сразу несколько дорогостоящих проектов, касающихся СЯС и ВМФ. Речь идет о производстве усовершенствованных мобильных МБР DF-31, строительстве нескольких АПЛ национальных проектов, создании собственного авианосца. Кстати, как одну из статей значительных китайских военных расходов автор доклада называет расходы на создание боевых систем для информационной войны.
Не отстают от КНР и соседи по региону. Южная Корея всегда с подозрением относилась к военным приготовлениям Пекина, и в последнее время страна быстрыми темпами модернизирует свои вооруженные силы, опираясь на собственные ресурсы там, где это возможно. В стране создан очень неплохой танк К-2, закупаются противотанковые вертолеты AH-64 Apache, истребители F-15K в очень дорогом многоцелевом варианте.
Похожие процессы происходят и в Японии, но с местной спецификой, объясняемой особенностями японской экономики. Японское вооружение очень дорогое, иной раз вдвое дороже, чем сравнимые по классу зарубежные образцы. Так, новейший истребитель Mitsubishi F-2, в целом аналогичный американским F-16 последних производственных серий, обходится заказчику в 108 млн долл. в то время как F-16 E/F – в 25 млн. Намного дороже и японские F-15J, выпускавшиеся по лицензии, несмотря даже на упрощенный состав бортового оборудования. А японский опытный танк Тип 0 и вовсе считается самым дорогим в мире.
Действительно, если рассматривать общемировые тенденции, становится понятно, что крупные и относительно богатые страны на сегодняшний день ведут активные процессы перевооружения, причем выбирая для этого новые, высокотехнологичные (а значит – и дорогие) образцы. Некоторые опираются при этом частично на собственные силы, как Бразилия, где производят неплохую бронетехнику и даже мечтают о национальных АПЛ, где-то, как в Индии, ориентированы на зарубежных производителей.
Многие из этих стран, как та же Бразилия, Южная Корея или Алжир, зримо претендуют на роль региональных лидеров в многополярном мире. Понятно, что лидерство, не подкрепленное военной силой, – пустой звук. А вооружения нынче дороги: если с партизанами вполне можно воевать оружием и техникой 40–60-х годов, как это происходит сейчас в Африке или Латинской Америке, то подобные попытки с противником внешним могут очень дорого обойтись. Неслучайно SIPRI оценивает глобальный рынок вооружения в прошлом году в 342 млрд долл.
Любопытно, что среди крупнейших экспортеров вооружения в этом году на третье место после США и России вышла Германия. Первый бум экспорта вооружения в Германии пришелся на конец 70-х годов прошлого столетия. В 1999 году на долю Германии приходилось примерно 5% мирового рынка. За последние пять лет объем продаж немецкого оружия в европейские страны вырос более чем вдвое (на 123%). Страны Евросоюза потребляют 57% продукции военного экспорта из Германии. Общую стоимость экспортированных на мировой рынок немецких вооружений за период с 2004-го по 2008 год эксперты оценивают в 11,5 млрд долл.
Однако аналитики не думают, что за этим скрывается какая-то определенная стратегия. Например, сейчас существует повышенный спрос на подводные лодки, а Германия принадлежит к небольшому числу стран, которые могут поставлять их на экспорт.
Что касается экспорта российского оружия, то наша страна занимает второе место с долей 26–29%. По итогам прошлого года доходы России по этой статье превысили 8 млрд долл., что явилось рекордным показателем со времени распада СССР. Возросли поставки в страны Африки и Венесуэлу (на 200% и 900% соответственно). Так что тенденция очевидна: мир вооружается, меняя старую боевую технику на машины нового поколения.