В Петербурге собрались люди, не понаслышке знающие о проблемах подводных кораблей: главный конструктор морского бюро машиностроения «Малахит» Радий Шмаков, бывший командующий Балтийским флотом адмирал Виталий Иванов, адмирал Анатолий Комарицын, вице-президент Международной ассоциации подводников вице-адмирал Василий Порошин, вице-адмирал Евгений Чернов, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1-го ранга Игорь Курдин, капитан 1-го ранга Валентин Рыков, известный писатель-маринист, также бывший офицер-подводник Александр Покровский.
Наши лодки ничем не уступают подлодкам США, а где-то даже мы имеем и преимущество
Моряки подошли к дискуссии основательно и, прежде чем заговорить о современных проблемах, организовали для журналистов небольшой экскурс в историю. Начался российский подводный флот 19 марта 1906 года. Тогдашний Верховный главнокомандующий Николай II своим указом ввел в классификацию военных судов подводные лодки.
Расцвет нашего подводного флота приходится на советское время, времена холодной войны. По словам главного конструктора «Малахита» Радия Шмакова, проработавшего на предприятии 55 лет, за все время наша страна построила около 250 атомных подводных лодок, подавляющее большинство из которых, конечно, еще во времена СССР. И если на разработку первой АПЛ практически с нуля ушло всего шесть лет (ее создали в 1952–1958 годах), то сейчас некоторые подводные корабли стоят на стапелях и по 16 лет.
Их все никак не могут сдать, а внутренняя начинка, электроника тем временем устаревает. «В послевоенные годы строили по 30 лодок в год, а сегодня получаем одну», – подтвердил бывший командующий Балтийским флотом адмирал Виталий Иванов.
Проблем много, отрасль чувствует недостаток финансирования, но то, что наш флот, наши подлодки и наши матросы хуже американских, – это миф, уверяют подводники. «Давайте разберемся, – предлагает вице-адмирал Порошин. – Наша страна за все время построила около 250 атомных подводных лодок. Штаты – раза в два меньше. Это первое.
Далее, многие спекулируют вопросом, кто чаще попадал в аварии. У американцев погибло три корабля полностью со всем экипажем. У нас, при гораздо большем количестве кораблей, погибло четыре подлодки – но только одна из них полностью, со всем экипажем.
Что касается матросов, могу сказать, что наш матрос на подводной лодке учится примерно в пять раз меньше американского, но, уверяю вас как бывший командир подводной лодки, абсолютно ни в чем американцу не уступает».
«Наши лодки ничем не уступают подлодкам США, а где-то даже мы имеем и преимущество, – считает главный конструктор «Малахита» Радий Шмаков. – Да, был у нас серьезный недостаток – повышенный шум, но мы очень серьезно этим занялись и устранили его».
Последние инициативы сверху по реформированию военно-морских сил все участники дискуссии дружно приняли в штыки. В частности, идею перевода из Москвы в Петербург главного штаба ВМФ.
«Назову лишь несколько причин, почему этого не стоит делать, – объяснил бывший командующий Балтийским флотом Иванов. – Во-первых, той современной системы управления флотом, какая есть сейчас в Подмосковье, в Петербурге нет, всю начинку здесь придется делать заново. Во-вторых, руководство флотом будет оторвано от Министерства обороны.
Мне, будучи начальником оперативного управления ВМФ, еженедельно приходилось бывать в Генштабе и ЦК КПСС, что, теперь главком будет постоянно ездить из Петербурга в Москву? Я думаю, получится, как с переездом Конституционного суда: половину людей уволят, многие офицеры просто не захотят переезжать в Петербург, придется набирать молодых и неопытных здесь, а еще и тратить огромные деньги на их расселение и т. д.»
Не получила поддержки и идея перевести в Кронштадт большинство военно-морских вузов, создав там главную учебную базу флота. «Лучше бы новые подводные лодки строили, – заключил адмирал Иванов. – Сегодняшняя подготовка офицеров флота отвечает современным вызовам? Я вам говорю: отвечает. Так зачем тогда этот переезд? Стоит ли тратить огромные деньги?»
Ложку оптимизма добавил в дискуссию вице-президент Международной ассоциации подводников Василий Порошин. Вице-адмирал поделился своим ощущением, что в последнее время «произошел некоторый поворот», и люди, принимающие решение, дали понять, что флот стране нужен, а также общество стало лучше относиться к военным.
Отдельное спасибо флотоводец сказал СМИ. По его словам, если раньше было принято писать о военных сплошной негатив, то сейчас многие подают информацию уже «в нормальном ключе», пишут как об ошибках, так и о достижениях.
Вот с этого и должно начаться возрождение флота, считает он. Если у нас даже начнут строить много кораблей, но останется прежнее отношение, ничего хорошего не выйдет.
«Я вам приведу пример из истории, – рассказал Порошин. – Во Франции перед Второй мировой войной армия и флот были даже сильнее, чем в нацистской Германии, но во французском обществе был очень низкий моральный дух, военные даже стеснялись появляться в форме в общественных местах. К чему это все привело, мы все знаем».