«Уголовное дело о дезертирстве возбуждено в отношении сержанта Александра Глухова, самовольно покинувшего в январе военную часть в Южной Осетии и оказавшегося в Грузии, Россия в ближайшее время отправит запрос в Грузию о возвращении сержанта», – приводит РИА «Новости» слова главного военного прокурора РФ Сергея Фридинского.
Разница между самовольным оставлением части и дезертирством не во времени, а в умысле
Дезертирство наказывается лишением свободы на срок до семи лет. Однако в УК есть примечание, согласно которому военнослужащий, впервые совершивший дезертирство (без оружия и не в составе организованной группы), может быть освобожден от уголовной ответственности, если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Любопытно, что военное ведомство возбудило уголовное дело о дезертирстве спустя полтора месяца после того, как Глухов оставил расположение части, хотя обычно на это требуется намного меньше времени. Военные объясняют этот факт намерениями, которые руководили Глуховым.
«Разница между самовольным оставлением части и дезертирством не во времени, а в умысле, – рассказал газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь Главной военной прокуратуры Михаил Яненко. – «Самоволка» предполагает то, что часть оставлена военнослужащим на время, с намерением потом туда вернуться, а дезертирство – это когда человек ушел из Вооруженных сил с намерением больше никогда туда не возвращаться».
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, история с «особым статусом» ухода Глухова из части длится уже несколько месяцев. 29 января 2009 года, через три дня после того, как стало известно, что младший сержант Александр Глухов оставил расположение части, перешел границу с Грузией и сдался полицейскому патрулю, высокопоставленный представитель комиссии, занимавшейся расследованием этого инцидента, заявил о том, что сержант Глухов ушел в «самоволку». «Военнослужащий российской армии младший сержант Александр Глухов самовольно покинул расположение своей части, дислоцированной на территории Южной Осетии, где проходил срочную службу», – сказал он.
Но уже через несколько часов официальный представитель Сухопутных войск, к которым относится и часть Глухова, опроверг это сообщение, назвав его выдумкой и провокацией.
«Данные сообщения*, распространенные со ссылкой на источник в комиссии по расследованию происшествия, – выдумка журналиста и расцениваются нами как провокация, нацеленная на дискредитацию Вооруженных сил России», – парировал высказывание коллеги помощник главкома Сухопутных войск РФ полковник Игорь Конашенков.
Таким образом, официальная позиция Министерства обороны свелась к первоначальной версии, которую сразу же после появления сообщений о исчезновении Глухова озвучил представитель Минобороны РФ полковник Александр Дробышевский: «Военнослужащий российской армии младший сержант Александр Глухов был захвачен грузинскими спецслужбами в Ахалгорском районе и вывезен в Тбилиси».
Позже военные неоднократно обещали: если сержант Глухов вернется в часть, никаких мер репрессивного характера к нему применено не будет. «В случае его возвращения он продолжит службу, но в другой воинской части», – подтвердил официальный представитель Сухопутных войск.
Между тем сам «беглый сержант» Глухов фактически находится в Грузии на правах беженца.
«Глухов имеет жилье, определенное пособие, в квартире у него есть телевизор, компьютер, – рассказал официальный представитель МВД Грузии Шота Утиашвили. – Уверяю, что к нему никто не приставлен, он имеет возможность свободного передвижения».
На прошлой неделе Утиашвили особо отметил, что Глухов не обращался к властям с просьбой о предоставлении грузинского гражданства.
Зато он сделал это во вторник. После того как стало известно, что в отношении Глухова возбуждено дело о дезертирстве, сержант российской армии Александр Глухов попросил политического убежища в Грузии, передает РИА «Новости».
Замглавы МВД Грузии подтвердил, что сержант российской армии Александр Глухов просит политического убежища в этой стране, и заверил, что Грузия не передаст Глухова российской стороне, пока не завершит рассмотрение вопроса о политубежище.
Напомним, 27 января стало известно, что военнослужащий российского контингента в Южной Осетии младший сержант Александр Глухов перешел границу с Грузией и сдался грузинскому полицейскому патрулю. После этого МВД Грузии распространило видеоматериал, в котором Глухов рассказывает о причинах своего побега из части в Ахалгори.
«Я прошу президента Грузии предоставить мне убежище, я не могу больше терпеть тех тягот, на которые обречены российские солдаты здесь. Надеюсь, что оно мне будет предоставлено», – сказал Глухов.
Через несколько дней сам младший сержант подтвердил агентству Reuters факт своего дезертирства. «Я планирую остаться здесь жить. Я только что поговорил со своей мамой по телефону и успокоил ее», – рассказал младший сержант корреспонденту агентства в одном из ресторанов «Макдоналдс» в Тбилиси.
Этот его поступок крайне резко оценили коллеги. В частности, военный эксперт Влад Шурыгин в эфире канала Russia.Ru назвал Глухова предателем, к тому же инфантильным.#{video1}
5 февраля, через несколько дней после перехода Глухова через абхазо-грузинскую границу, его мать Галина Глухова отправилась к сыну из Сарапула. Организацией поездки занималось Министерство обороны РФ.
Однако встретиться с сыном Галине Глуховой тогда так и не удалось. Мать Глухова, не дождавшись сына, вернулась из Эредви, где была запланирована встреча родственников, в Цхинвал, а позже к себе на родину в Сарапул.
«Встречу сорвала грузинская сторона. Представители МВД Грузии не доставили Глухова в Эредви», – уточнил тогда помощник главкома Сухопутных войск РФ полковник Игорь Конашенков.
Сам Глухов ранее заявлял, что не поедет на границу с Южной Осетией, поскольку его там могут арестовать. Он пообещал, что обратится к международным организациям с просьбой организовать безопасную встречу со своей матерью в Тбилиси.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента