Генерал-полковник Александр Зелин во вторник дал пресс-конференцию, на которой рассказал о текущих целях и задачах, а также перспективах развития этого рода войск.
В настоящее время армейская авиация выполняет все поставленные задачи своевременно и достаточно эффективно
В частности, он сообщил, что в ходе реформы различные рода авиации будут объединены в составе трех оперативных командований и одного оперативно-стратегического, куда войдут средства противоракетной и противокосмической обороны. По словам генерала, эти преобразования позволят ВВС гарантированно решать задачи по ядерному сдерживанию силами авиационных стратегических ядерных сил.
Несмотря на заявления Зелина о том, что кардинально структура ВВС не будет пересмотрена, военную авиацию, похоже, ждут перемены – это главный вывод, который можно сделать из заявлений главкома.
«Применительно к авиации, составляющей ядро группировки ВВС, следует отметить, что в ее составе сохранятся все основные составные части, в том числе дальняя, фронтовая, армейская, специальная, военно-транспортная, транспортная авиация объединений, формирования, вооруженные комплексами с беспилотными летательными аппаратами», – приводит слова Зелина РИА «Новости».
#{help=254417}
«Перспективный боевой состав ВВС России будет состоять из оперативных командований дальней авиации, военно-транспортной авиации, командований ВВС и ПВО и оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны (ВКО)», – сказал Зелин, говоря о будущей структуре ВВС. При этом главком добавил, что непосредственно командованиям будут подчинены авиационные базы и бригады ВКО. А основной тактической единицей в ВВС РФ станет не полк, как сейчас, а эскадрилья.
Такая система организации ВВС существует во многих странах и считается достаточно перспективной с точки зрения военного строительства.
Между тем в выступлении Зелина есть и полемический момент. Ранее главком ВВС заявлял, что считает преждевременной передачу армейской авиации из ВВС в состав Сухопутных войск в силу целого ряда причин. В настоящее время армейская авиация выполняет все поставленные задачи своевременно и достаточно эффективно, еще раз подчеркнул Зелин.
Армейская авиация (АА) – это прежде всего «воздушная кавалерия», транспортные и боевые вертолеты. И если изношенные Ми-8 есть чем заменить (эти машины с новейшей начинкой строятся сразу на трех заводах), то для боевых Ми-24 замены пока нет. Такие вертолеты не выпускаются с конца 1990-х: производство Ми-28 только разворачивается, а Ка-50/52 будут строиться и закупаться ограниченными партиями. Единственная возможность быстро поправить дело – модернизация Ми-24, такие программы имеются, но идут невысокими темпами. Пока армейская авиация не насыщена новыми машинами, ей, вероятно, действительно лучше оставаться в составе ВВС, хотя бы с точки зрения целевых закупок авиатехники. Сухопутное командование прежде неоправданно экономило на нуждах АА.
Интересно мнение Зелина по поводу задач, которые отводятся ВВС в возможных военных конфликтах, которые могут возникнуть в будущем. Среди них главком ВВС выделил охрану госграницы и прикрытие с воздуха важных гособъектов, ведение непрерывной разведки, глобальное и региональное сдерживание, нанесение противнику ущерба в любой обстановке, локализацию и нейтрализацию приграничных конфликтов, осуществление прикрытия от ударов воздушно-космического нападения противника.
Также Зелин рассказал, что удалось возродить противовоздушную оборону Армении, Таджикистана и Киргизии. Интересен, по мнению главкома ВВС, опыт строительства ПВО Казахстана, которая станет одним из важнейших факторов стратегической стабильности в Центральной Азии.
Оценивая сегодняшнее состояние объединенной системы ПВО государств – участников СНГ, Зелин отметил, что системы управления и связи в целом позволяют совместно решать задачи противовоздушной обороны, в том числе в автоматизированном режиме.
Кстати, Казахстан – единственная, кроме России, страна, располагающая уникальными тяжелыми перехватчиками МиГ-31, которые одними из первых были интегрированы в восстанавливаемую общую систему ПВО СНГ.
Исходя из заявления Зелина, также можно сделать вывод о том, что в России готовится серьезная модернизация парка дальней авиации, включая машины Ту-160, Ту-95М и Ту-22М3. Вероятно, прежде всего она коснется повышения навигационных возможностей «стратегов», в основном за счет оснащения спутниковыми системами дальней навигации. Как минимум один модернизированный Ту-160 передан в прошлом году в войска. Кроме того, на Ту-22, вероятно, снова появятся штанги дозаправки топливом в полете, снятые с бомбардировщиков по договору СНВ-2. Наличие таких штанг превращает ракетоносец во вполне стратегический в рамках Европейского театра самолет.
В настоящее время армейская авиация выполняет все поставленные задачи своевременно и достаточно эффективно.