Общество

18 декабря 2009, 21:57

Каким должен быть российский флот через 30 лет

Фото: government.ru

Владимир Путин провел в пятницу в Санкт-Петербурге совещание, посвященное развитию судостроительной составляющей оборонно-промышленного комплекса. По мнению премьера, нужно в сжатые сроки разработать долгосрочную программу развития военного кораблестроения. Однако, как показывает исторический опыт, долгосрочные кораблестроительные программы в нашей стране редко были успешными. Тем не менее газета ВЗГЛЯД постаралась представить перспективный облик российского флота.

«Абсолютно необходимо в самые сжатые сроки разработать долгосрочную программу его (военного кораблестроения) развития, она должна опираться на объективные потребности флота, учитывать задачи, которые перед нами стоят сегодня или на базе прогноза возникнут в перспективе не менее чем 30 лет. Это как минимум», − приводит слова Путина агентство «Интерфакс».

Программа развития военного кораблестроения должна быть реалистичной и учитывать финансовые возможности государства

Путин подчеркнул, что программа развития военного кораблестроения должна быть реалистичной и учитывать финансовые возможности государства. «Речь идет не только о том, чтобы спроектировать или даже спустить корабль на воду. Нужно просчитать все этапы его жизненного цикла: текущую эксплуатацию, ремонт и даже последующую утилизацию», − подсказывал Путин будущим разработчикам.

При этом, по словам премьера, «единую технологическую цепочку» строительства и обслуживания кораблей будет выстраивать Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) − «наш основной производитель морской техники». А помогать ей будут Минпромторг и Минобороны, которые должны принять решения по «оптимальной загрузке входящих в ОСК верфей и заводов как военной, так и гражданской продукцией». Оба министерства будут помогать проводить техническое перевооружение заводов «под конкретные заказы», при этом делая акцент на выпуске серийной техники, а не штучных образцов. «Только так мы сможем добиться, чтобы бюджетные средства действительно приносили пользу, а не распылялись между многочисленными, но часто неэффективными проектами», − подчеркнул российский премьер.

Учет финансовых возможностей государства – далеко не случайная оговорка. Военный флот – это всегда, во все времена, очень дорогое удовольствие. Вот пример из нашей истории. В 1903 году, накануне столкновения с Японией, из средств государственного казначейства Российской Империи на перевооружение было отпущено около 775 млн руб. При этом на нужды сухопутной армии – лишь 257 млн руб. А бюджет морского ведомства, составлявший согласно пятилетнему предельному бюджету 200 млн руб., пополнился сначала суммой в 218 млн руб. единовременно, а дальнейшие расходы более чем на 150 млн руб. были связаны с удорожанием стоимости постройки крейсеров и броненосцев, сметы на которые были изначально занижены.

Однако флот так и не спас Россию от позорного военного поражения: строительство кораблей затянулось, а когда некоторые из них были спущены на воду после окончания боевых действий, их можно было сдавать в утиль. Вошедший в строй в 1906 году английский «Дредноут» (HMS Dreadnought), родоначальник класса современных линкоров, помножил их ценность на ноль.

К сожалению, и дореволюционные, и предвоенные программы постигла та же участь. Корабли долго строились, стоимость их постоянно росла, а ТТХ оставляли желать много лучшего. Военно-морской флот, несмотря на огромные затраты на него и в РИ и в СССР, почти никак не повлиял на ход (кроме отдельных эпизодов) ни Первой мировой, ни Гражданской, ни Великой Отечественной войн. Когда на Тихоокеанском театре авианосцы вступали в грандиозные сражения с участием тысяч самолетов и сотен кораблей, в которых решались судьбы стран и народов, роль ВМФ СССР сводилась к важным, но второстепенным задачам: проводке конвоев, подводных лодок по коммуникациям противника (не особо эффективным, по сравнению с действиями германских, американских и японских ПЛ) и поддержке морских флангов сухопутных армий.

#{weapon}

Внятная и исполнимая судостроительная программа появилась в СССР с приходом на должность главкома ВМФ Сергея Георгиевича Горшкова. Однако проводимая им техническая политика, когда на судостроительных заводах, например, строились четыре типа крейсеров одновременно (в США только один – «Тикондерога»), вызывает полное недоумение. В течение последних двух десятилетий в СССР было введено в строй 45 типов боевых кораблей (ПЛ-АВ-КР-ЭМ-СКР), в США − 16 типов. На вооружение кораблей (без авиационного) было принято 30 типов ракет, в США − только 10 типов. Затратность связываемого с именами Д. Ф. Устинова и С. Г. Горшкова военного строительства послужила одним из ключевых факторов нарастания кризисных явлений в экономике СССР в конце 1970-х − 80-х гг. Совершенно не случайно премьер упомянул в этой связи о том, что следует сделать акцент именно на производстве серийной продукции. Стоимость серийного изделия падает по мере развертывания производства, кроме того, позволяет отчасти унифицировать даже корабли различных классов, что еще более снижает их стоимость. Пример – тот же крейсер «Тикондерога», прототипом которого послужил эсминец «Спрюенс».

Что необходимо сделать, чтобы не допустить повторения таких провалов впредь? Прежде всего, начать модернизацию российского военного флота нужно с первоочередного строительства новых фрегатов и корветов — эскортных кораблей ближней и дальней морской зоны, предназначенных для разведки, дежурства и сопровождения подводных лодок и крейсеров. Без эскортных сил крейсеры и даже авианосцы беззащитны перед достаточно сильным противником, даже не располагающим такими кораблями.

В дальнейшем необходимо начинать строительство эсминцев и крейсеров. Если эти корабли удастся построить и спустить на воду, можно начинать строительство авианосцев. Однако это может произойти не ранее 2020–2025 годов.

Но до того следует внятно сформулировать военно-морскую доктрину страны. И прежде всего, ответить на вопрос, нужен ли нашей стране, не имеющей протяженных морских коммуникаций (в отличие от тех же США) и не зависящей от поставок морем стратегического сырья, большой океанский флот? На этот вопрос обязана ответить военная наука, перед которой политическое руководство страны должно поставить четкие задачи.

Но прежде предстоит решить ряд насущных проблем. В первую очередь, речь идет о людях: слесарях, сварщиках, рабочих высокой квалификации, которых нужно срочно готовить. Плюс необходимо строить новые цеха, поскольку существующее оборудование устарело и по качеству продукции, и по уровню энергопотребления.

Таким образом, задача создания мощного, боеспособного флота по силам лишь богатым, стабильным государствам с сильным политическим режимом. Последнее особенно важно, ведь океанский ВМФ − это инструмент, прежде всего, глобальный, стратегический. Прежде чем тратить астрономические суммы на его создание, необходимо иметь совершенно ясное представление о том, как его использовать, причем представление даже не на 10, а на 25−50 лет вперед. Без этого не стоит даже начинать.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?