Минздравсоцразвития России сформировало новый перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), который не обновлялся с 2007 года.
Об этом в понедельник заявила глава ведомства Татьяна Голикова на пресс-конференции в ведомстве, сообщил корреспондент газеты ВЗГЛЯД, который присутствовал на мероприятии.
Такого огромного списка жизненно важных лекарств, как у нас сейчас – 658 наименований, нет ни у кого
Голикова рассказала, что ранее в перечень входили 658 международных непатентованных наименований лекарств. При формировании нового перечня Минздрав включил дополнительно еще 21 наименование, однако исключил из списка лекарства с низким уровнем клинической эффективности, диагностические средства и дезинфекционные препараты.
«Теперь в перечень включены 495 наименований лекарственных средств, из них 75 наименований – отечественного производства, 261 наименование производится как российскими, так и зарубежными фармкомпаниями, 159 наименований – зарубежного производства», – заявила Голикова.
По ее словам, доля отечественных лекарств в обновленном перечне выросла до 67,8%, сюда же входят препараты, производимые как за рубежом, так и в России. Министр сообщила, что в ближайшее время обновленный перечень будет согласован с Минпромторгом и Минэкономразвития, после чего будет вывешен на сайте Минздрава для экспертного обсуждения. Окончательно новый перечень, который начнет действовать с 2010 года, будет утверждаться распоряжением правительства России.
Голикова добавила, что сегодня государство может регулировать предельные цены и предельные торговые надбавки на лекарственные средства именно по перечню ЖНВЛС, поэтому этот документ является важным как для отрасли, так и для конечного потребителя.
В перечень входят препараты, доказавшие наибольшую эффективность и безопасность в лечении самых распространенных болезней, в том числе социально значимых, таких, например, как ВИЧ и туберкулез. Каждая страна мира в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения утверждает для себя такой перечень с поправкой на структуру заболеваемости и смертности на своей территории.
В перечень вошли препараты с оптимальным соотношением стоимость–эффективность
Министр напомнила, что принятие перечня жизненно важных лекарственных средств не означает, что медицинские учреждения не смогут использовать другие лекарственные средства для лечения больных, которые есть на лекарственном рынке РФ, за исключением незарегистрированных.
Кроме того, Голикова подчеркнула, что государство будет устанавливать на препараты из перечня цены и торговые надбавки.
«Считайте, что 17 тыс. лекарственных средств у нас зарегистрировано, на 2 тыс. из них будет осуществляться государственное регулирование», – сказала она.
Глава Минздравсоцразвития пояснила, что 495 запатентованных наименований лекарственных средств – это порядка 2 тыс. торговых лекарственных средств.
Помимо этого, руководитель ведомства рассказала журналистам, что цены в аптеках за этот год выросли почти на 50%. По мнению Голиковой, эта безумная гонка вызывает раздражение не только рядовых покупателей, но и у Министерства, что и вылилось в массовые проверки.
Кроме того, прозвучала тема пересмотра перечня дополнительного лекарственного обеспечения (бесплатные лекарства), который будет решаться предположительно в марте 2010 года.
К этому времени должна быть завершена огромная работа по пересмотру стандартов лечения, многие из которых давным-давно морально устарели. Тогда уже можно будет внести необходимые изменения и в список дополнительного лекарственного обеспечения, который сможет вступить в силу в 2011 году.
За комментариями по поводу изменений в список жизненно необходимых препаратов газета ВЗГЛЯД обратилась к главному клиническому фармакологу Минздравсоцразвития России, ректору Волгоградского государственного медицинского университета, академику РАМН Владимиру Петрову.
Академик убежден, что обновление списка положит начало новому этапу в развитии отечественной фармакологии.
«Наконец-то мы проводим первые многоцентровые исследования отечественных молекул наших будущих замечательных препаратов, которые будут конкурентоспособны, – сказал он. – Мы привыкли все ругать. А у нас есть уникальные разработки, и мы их все знаем и занимаемся тем, чтобы получить нужный уровень доказательности».
Представитель ведомства отметил, что другой не менее важный принцип, определивший обновленный перечень, – фармакоэкономическая составляющая.
«В перечень вошли препараты с оптимальным соотношением стоимость-эффективность. Это тоже одна из причин сделать «поблажку» при прочих равных более дешевым отечественным производителям», – сказал он.
Академик Петров добавил, что под эгидой Минздравсоцразвития впервые достаточно серьезно ведутся работы по составлению стандартов лекарственной помощи для лечения отдельных заболеваний.
«Стандарты – это то, что обязательно к исполнению всеми участниками лечения и финансирования пациентов. Здесь невозможно уйти ни вправо, ни влево. Это, с одной стороны, благо для пациента, с другой – это защита врача и от прокуратуры, и от правоохранительных органов, и от пересудов», – сказал он.
Но список, как утверждают главный фармаколог и министр, – не догма. Он будет по мере развития отечественной медицины тоже развиваться.
В заключение беседы глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова сказала, что такого огромного списка жизненно важных лекарств, как у нас сейчас – 658 наименований, нет ни у кого, отметив, что при отборе препаратов уровень заболеваемости и смертности был приоритетом для ведомства.