Министерство юстиции РФ подготовило проекты законов о диверсификации уголовных наказаний. Об этом президенту РФ Дмитрию Медведеву доложил во вторник глава ведомства Александр Коновалов.
Предполагается вспомнить хорошо известный и забытый опыт исправления преступников с помощью обязательного привлечения их к труду
Законопроекты, по словам министра, предполагают «перенос ряда составов уголовных преступлений из Уголовного кодекса в Административный». «Таких составов одиннадцать», – сказал Коновалов, передает «Интерфакс».
Министр подчеркнул, что речь идет «не о либерализации, а, скорее, о диверсификации уголовных наказаний, чтобы у суда было больше возможностей выбора наказания, адекватного личности преступника, дерзости совершенного им преступления». По его словам, законопроекты министерство может передать на согласование ведомствам уже на этой неделе.
Президент отметил, что это будет прямым исполнением послания президента.
«Давайте начнем согласование, и в короткой перспективе надо выйти на подготовленные документы, я их сам внесу в Госдуму», – сказал он.
Глава государства напомнил, что в послании Федеральному собранию он уделил внимание направлению, относящемуся к компетенции министра юстиции, «а именно вопросам, связанным с созданием более современной системы наказаний».
«Вопрос для нашей страны актуален хотя бы потому, что у нас 900 тысяч человек в тюрьмах и отбывают наказания в исправительно-трудовых колониях», – сказал Медведев.
«Мы должны думать, каким образом эту систему дальше развивать, с одной стороны, делая ее более адекватной сегодняшнему дню, а с другой стороны, сохраняя в ней репрессивное начало, потому что цель уголовно-исправительной системы − наказывать, а не гладить», – отметил он.
«Но наказание должно быть современным, а не средневековым, поэтому я думаю, что ряд идей, (отраженных) в послании, мы должны осуществить при помощи соответствующих законопроектов», – сказал глава государства.
В ходе встречи с президентом министр юстиции озвучил еще одно предложение.
«Предполагается вспомнить хорошо известный и забытый опыт исправления преступников с помощью обязательного привлечения их к труду», – сказал Коновалов.
«Суды, к сожалению, вынуждены выбирать между реальным лишением свободы и между условным наказанием, когда человек часто даже не замечает, что его наказали», − сказал он.
Вопрос для нашей страны актуален хотя бы потому, что у нас 900 тысяч человек в тюрьмах и отбывают наказания в колониях
«То есть, иными словами, одно наказание может быть слишком суровым, а другое незаметным, неощутимым?» – спросил глава государства. «Совершенно правильно», – сказал Коновалов.
«Мы уверены, что условное осуждение с обязательным привлечением к труду, как это было в советскую эпоху, либо принудительные работы, как вы это назвали в послании, тоже весьма актуальный и востребованный вид наказаний», – отметил глава Минюста.
По мнению министра, вопрос об исправительных работах «не совсем адекватно решен в Уголовном кодексе, к этому виду наказания могут привлекаться только люди, не имеющие постоянной работы. В то же время практика советского уголовного закона, когда люди наказывались рублем, то есть через удержание 20% из их зарплаты по основному месту работы, вполне эффективна»,– сказал Коновалов.
Глава Минюста отметил, что предлагаемые меры «нельзя назвать либерализацией уголовного закона, потому что по целому ряду направлений − таким, как преступления в отношении несовершеннолетних, преступления, связанные с посягательством на жизнь и здоровье, преступления в составе организованных групп, − наоборот, наказание предполагается ужесточить».
Напомним, в послании к Федеральному собранию президент РФ отметил, что уголовное законодательство должно стать более современным, а наказание – адекватным совершенному преступлению.
«Наше уголовное законодательство, как и практика его применения, должно стать более современным. Уголовное наказание, как на уровне закона, так и на стадии его применения судами, должно быть адекватным совершенному преступлению и, соответственно, лучше защищать интересы общества и интересы потерпевшего.
В уголовном законе следует шире использовать так называемую административную преюдицию, то есть привлекать к уголовной ответственности только в случае неоднократного совершения административного правонарушения. Надо шире применять штрафы в качестве наказания за малозначительные преступления и преступления средней тяжести, не связанные с насилием. А если взыскать штраф невозможно, то применять принудительные работы, которые необходимо ввести как самостоятельный вид наказания», – говорится в послании.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, вопрос о недостатках УИС глава государства поднял в начале года. «Состояние уголовно-исполнительной системы, где содержится около 800 тысяч человек, нельзя назвать удовлетворительным», – подчеркнул президент.
Для заключенных, осужденных за легкие правонарушения, Дмитрий Медведев предложил шире применять в качестве наказания «домашнее» ограничение свободы.
«Введение в действие мер в виде ограничения свободы вместо заключения под стражей до суда позволит снизить число заключенных на 20 тысяч человек в год», – отметил президент.
В сентябре министр юстиции объявил о начале реформы уголовно-исправительной системы.
«Действующий подход к уголовным наказаниям в стране сильно устарел и является неадекватным», − заявил Коновалов, отметив, что главная задача реформирования − снижение числа людей, которые находятся в местах лишения свободы.
Предполагается, что время реформирования УИС займет от 10 до 15 лет. За это время Минюст намерен внести поправки в законодательную базу, которая позволит изменить практику арестов на досудебной стадии уголовного преследования.
Базовой идеей реформы остается сепарация спецконтингента, то есть отделение особо опасных преступников и рецидивистов от тех, кто попал в исправительное учреждение в первый раз и зачастую по глупости.
В результате реформирования в России сохранится два вида тюрем − для рецидивистов и совершивших тяжкие преступления в первый раз, а также два вида колоний-поселений − с усиленным наблюдением и без него, где будут содержаться неопасные преступники.