«В следующем году в войска необходимо поставить 30 баллистических ракет морского и наземного базирования, пять ракетных комплексов «Искандер», около 300 единиц современной бронетехники, 30 вертолетов, 28 боевых самолетов, три атомные подводные лодки и один боевой корабль класса «корвет», 11 космических аппаратов», – приводит слова главы государства его официальный сайт.
С теми двумя кораблями, которые определенно попадут в ВМФ РФ, дела обстоят неблестяще
Расшифровывая озвученное президентом Дмитрием Медведевым, начнем с атомных подводных лодок. Нет сомнений, что это будут стратегический атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» и многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами «Северодвинск». Третьей, по всей видимости, будет многоцелевая атомная подводная лодка «Нерпа» – другой просто неоткуда взяться.
Примечательно, что последний корабль предназначен для передачи ВМС Индии в лизинг сроком на десять лет. В августе 2008 года командующий индийским флотом адмирал Сюреш Мехта сообщил, что в 2009 году Chakra («Нерпа») будет передана в лизинг сроком на десять лет. Однако 29 сентября 2008 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков после переговоров со своим индийским коллегой Араккапарамбилом Курианом Энтони заявил: «Атомных лодок мы не поставляем».
Последнее заявление породило волну разнообразных домыслов о судьбе «Нерпы». Высказывалось предположение, что корабль достанется российскому ВМФ. Однако он, скорее всего, будет служить под индийским флагом, причем ни одно из высказываний российских официальных лиц такую возможность не исключает. Действительно, передача в лизинг (долгосрочную аренду) – это не то же, что «поставка» (продажа), а перед передачей лодки индийцам на ней будет поднят Андреевский флаг, то есть формально российский флот ее «получит».
#{help=348035}
На самом деле, с теми двумя кораблями, которые определенно попадут в ВМФ РФ, дела обстоят неблестяще. «Юрий Долгорукий» начнет службу без «главного калибра» – ракет «Булава», которые еще предстоит довести до пригодного к эксплуатации состояния, а затем построить в достаточном количестве.
«Северодвинск» – долгострой, тянущийся с 1993 года, по сведениям источников газеты ВЗГЛЯД, до конца 2010 года сдать, скорее всего, не успеют – максимум будут проведены ходовые испытания. Реальный срок сдачи корабля – 2011 год, как и сообщал в апреле первый заместитель главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев.
Останутся у заводских стенок и ремонтируемые корабли. Как сообщало 7 октября агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на генерального директора ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» Владимира Никитина, Министерство обороны РФ планирует в 2010 году по сравнению с 2009-м сократить ГОЗ по ремонту атомных подводных лодок более чем на 30%.
«ВМФ озвучивал планы по ремонту на «Звездочке» с 2010 года АПЛ третьего поколения – проекта 971 «Щука», проекта 945 «Барракуда» и проекта 949А «Антей». Но в связи с секвестированием госзаказа в части ремонта и модернизации кораблей я сейчас не могу с уверенностью говорить, какие корабли этих проектов будут ремонтироваться на заводе. Сейчас все зависит от решений Минобороны и утверждения объемов госзаказа на 2010 год», – пояснил гендиректор.
Надо полагать, что большинство из 30 баллистических ракет, обещанных в следующем году, вероятно, составят БРПЛ (баллистические ракеты для подводных лодок) Р-29РМУ2 «Синева»: лучшие отечественные морские стратегические ракеты и, вероятно, лучшие в мире в своем классе. Обладающие дальностью стрельбы более 11 тыс. км (больше, чем у самого мощного американского аналога Trident II), они позволяют разворачивать группировку подводных ракетоносцев непосредственно у наших берегов, под защитой надводных сил. Ими вооружаются модернизированные РПКСН третьего поколения проекта 667БДРМ «Дельфин». К настоящему времени эти корабли являются основой морской составляющей стратегических ядерных сил России. Четыре лодки – «Верхотурье», «Екатеринбург», «Тула» и «Брянск» – уже прошли модернизацию и оснащены стрельбовыми комплексами Д-9РМУ2. Пятая («Новомосковск») в настоящий момент модернизацию проходит, а шестая («Карелия») вышла на ходовые испытания в этом году, ее передача флоту намечена на 2010 год. Как минимум 16 ракет «Синева» предназначены для боекомплекта этих лодок, вероятно – для «Новомосковска», возможно также производство нескольких ракет для резерва, либо это будут ракеты «Булава», предназначенные для летных испытаний. Еще 10–12 ракет предназначены для комплексов «Тополь-М». Возможно, в это число войдут также несколько ракет типа РС-24 «Ярс» – вариант «Тополя» с разделяющейся головной частью.
#{weapon}
Довольно однозначно идентифицируется корвет – это «Совершенный», второй корабль проекта 20380, заложенный в 2006 году на стапеле Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. Первый корабль этого типа («Стерегущий») флоту уже сдан, еще три корабля должны быть переданы до 2015 года. Всего командование ВМФ России планирует построить серию из 20 многоцелевых корветов проекта 20380 (по 3–8 на каждый из флотов).
Заканчивая «ракетную» тематику, необходимо упомянуть о комплексах ПВО и ракетных комплексах малой дальности «Искандер». Как заявил в конце октября на пресс-конференции после посещения президентом Медведевым НПО машиностроения в Реутове замминистра обороны Владимир Поповкин, в следующем году для нужд Российской армии будут закуплены пять комплексов ПВО. Относительно последних есть небольшая неясность. По словам Поповкина в интервью газете «Ведомости», речь идет о пяти комплексах С-400, тогда как по сведениям ВЗГЛЯДа, скорее всего, это будут С-300, не поставленные Ирану. Также сомнения возникают относительно «Искандеров»: как заявил 6 ноября начальник Ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Богатинов, одна из ракетных бригад Сухопутных войск России к концу 2010 года будет полностью перевооружена оперативно-тактическими ракетными комплексами «Искандер». При этом ранее официальные лица заявляли, что на следующий год планируется закупка трех стрельбовых комплексов и 13 ракет к ним. С учетом уже поставленных шести (по другим сведениям – семи) этого мало для переоснащения ракетной бригады Ленинградского военного округа, куда «Искандеры» поступают в первую очередь: для полного перевооружения необходимо 12 пусковых установок (по четыре в трех дивизионах). Пять комплексов вместо трех позволят закрыть эту тему уже в следующем году.
Большинство из закупаемых в 2010 году Министерством обороны самолетов составят истребители МиГ-29СМТ из «Алжирского возврата», по нашим сведениям, это будут 12 машин, прошедших обратную модернизацию по российским стандартам из 34-х. Между тем не все машины построены: алжирской стороне было передано всего 15 самолетов, и еще пять или семь машин находились на разных стадиях сборки на момент разрыва соглашения. На горьковском заводе «Сокол» по состоянию на начало года имелось 15–18 технических комплектов для сборки этих машин из технологического задела. Состояние их производства на сегодняшний день неизвестно. Остальными самолетами станут пара фронтовых бомбардировщиков Су-34, четыре учебно-боевых Як-130, один транспортный Ан-140. Прочие – модернизированные Су-27СМ (причем последние самолеты по этому контракту, несколько единиц) а также 6–7 модернизированных штурмовиков Су-25СН и, возможно, 1-2 Су-25УБМ, производство которых возобновилось в Улан-Удэ. Общее количество самолетов, которые Минобороны получит в следующем году, возможно, будет и выше озвученной цифры, но часть из них поступит по ранее заключенным контрактам.
Закупки по 300 бронемашин в год продолжаются уже три года подряд. Это основные боевые танки Т-90, БМП, БМД, БТР различных типов. Уточнить количество тех или иных видов техники довольно проблематично, кроме, пожалуй, танков: вероятно, в 2010 году это будет три батальонных комплекта – 120 машин. Беда в том, что Минобороны пока не определилось с обликом перспективных БТР-90, БМД-4 и БМП-4, мешает этому и борьба производителей бронетехники, о чем ВЗГЛЯД уже информировал читателей. Вероятно, что основную часть закупок, кроме танков, составят БТР-80 и БМП-3М.
Стоит отметить, что Россия является сейчас одной из немногих стран, строящей основные боевые танки. Танковые силы западных стран серьезно сокращаются. Соединенные Штаты уже давно прекратили выпуск «Абрамсов» и занимаются только их глубокой модернизацией, так же, как и Великобритания. Единственными производителями на Западе остаются Германия («Леопард-2») и Франция («Леклерк»). Кроме них из членов НАТО ОБТ производит лишь Польша («Тварды»), однако в основном путем модернизации машин типа Т-72.