Затянувшийся рейс четырех членов экипажа сухогруза Arctic Sea, оставленных на борту после освобождения судна силами российского ВМФ, близится к завершению.
На следующей неделе эта эпопея фактически для них закончится, моряки окажутся дома
«В настоящее время судно Arctic Sea находится в мальтийском порту. Капитан, боцман и два механика в ближайшее время вылетят в Архангельск к месту своего проживания», – сообщает пресс-служба Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ.
Представители ведомства сообщили, что «допросы и иные следственные действия с ними были проведены в тот период, когда на борту судна Arctic Sea находилась следственная группа Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Они, как и другие 11 членов экипажа, признаны потерпевшими по данному уголовному делу».
В Следственном комитете не уточняют, когда именно оставшихся на борту членов экипажа признали потерпевшими.
Уголовное дело по факту похищения российских моряков было возбуждено 18 августа, на следующий день после операции по освобождению судна, однако в первых официальных сообщениях СКП РФ моряков и подозреваемых называли, соответственно, «российские граждане и лица, захватившие судно Arctic Sea».
Впервые потерпевшими моряков назвали 21 августа, после того как в СМИ появились сообщения о том, что их права нарушаются. «Особо отмечается, что никоим образом не нарушаются права потерпевших – членов экипажа судна Arctic Sea, которые свободны в передвижении и, имея при себе мобильные средства связи, могут общаться с родными и близкими», – заявили по этому поводу в СКП.
Однако, по мнению главного редактора издания Морской Бюллетень − Совфрахт Михаила Войтенко, существенной роли эти процессуальные определения, как и сам статус потерпевших, не играют.
«Оставить судно без экипажа было нельзя, и этих четырех моряков оставили против их воли, изобретая уже на ходу термины. Но какие бы термины ни изобретали, люди там сидели против своей воли. Как назвать то, что они сидели в изоляции, что им по месяцу не давали вообще никакой связи? Если они потерпевшие, следует задаться вопросом, от кого именно? – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Все это не имеет никакого отношения к реальности. Что изменяет то, что они получили этот статус, позволяет ли он им рассчитывать на какую-то компенсацию? Пусть признают их кем угодно, лишь бы подсудимыми не признали, и на том спасибо».
По мнению Михаила Войтенко, моряки могут вылететь домой уже в ближайшие часы.
«Как только будут произведены все необходимые действия по приему-передаче судна, что-то утрясут с судовладельцем, они должны быть отправлены в Архангельск. Если судно уже полностью в распоряжении судовладельца, и там нет представителей СКП и других структур, то судовладелец, если у него все в порядке с совестью, должен как можно быстрее отправить их домой. Не удивлюсь, если уже сегодня−завтра они улетят.
На следующей неделе эта эпопея фактически для них закончится, моряки окажутся дома. Все это, конечно, неприятно и тяжело для них, кроме того, непонятно, в каком положении сейчас судовладелец, по нему был нанесен тяжелейший финансовый удар», – заключил эксперт.
Напомним, накануне Следственный комитет при прокуратуре РФ объявил, что передача судна мальтийским властям состоялась.
Одновременно представитель Северной региональной организации профсоюза моряков Сергей Портенко сообщил, что на Мальту вылетел сменный экипаж сухогруза, а представитель компании-судовладельца Solchart сообщил, что сухогруз после передачи Мальте встанет на ремонт. «Точно будет ремонтироваться радиооборудование, а что будет ремонтироваться дальше, станет ясно, когда наши представители поднимутся на борт», – сказал он.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, сухогруз Arctic Sea под мальтийским флагом с российским экипажем на борту перестал выходить на связь 28 июля, а 4 августа не прибыл в порт назначения. После долгих поисков он был обнаружен у берегов Кабо-Верде.
26 августа на сухогруз был наложен арест.
На следующий день после этого Главное следственное управление СКП предъявило обвинение восьми подозреваемым в захвате сухогруза. Семерым из них инкриминируется соучастие в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 227 УК РФ и п. «а» ч. 3 ст. 126 УК РФ (пиратство и похищение человека, совершенное с применением насилия, оружия, организованной группой). Восьмому фигуранту предъявлено обвинение в организации этих преступлений.
В сентябре следователи СКП начали досмотр сухогруза. И 19 сентября заявили, что никакого груза, «который мог бы компрометировать РФ», не обнаружили. «Установлено, что на судне перевозились только древесина и пиломатериалы», – говорилось в отчете СКП.
28 октября Следственный комитет принял решение о снятии ареста с Arctic Sea «для скорейшего решения вопроса о передаче судна мальтийской стороне».