За похищенные 250 млрд рублей никто не ответит. За решетку сажать оказалось некого
Заметим – деньги эти бюджетные, то есть фактически наши с вами. Вот как их украли.
Скандал вокруг МКАД начался 10 лет назад, в 1999 году, когда Следственный комитет при МВД России возбудил уголовное дело о хищениях при строительстве «кольца». Миллиарды рублей из бюджета Москвы были очень быстро разворованы и так же быстро выведены в банки США и Швейцарии. Их обналичили, на них купили виллы, дома, дорогие автомобили и прочие «радости жизни». Как писали в то время российские СМИ со ссылками на МВД, схема финансирования самого амбициозного проекта столичной мэрии была «изначально сомнительной». То есть 10 лет назад следователи были уверены, что деньги под МКАД планировались к хищению на этапе согласования проекта. Значит, имел место преступный сговор. Тогда имел, а через 10 лет исчез, судя по решению суда.
Согласно материалам дела, обвинения в мошенничестве с бюджетными средствами были предъявлены главе фирмы СУ-802 Олегу Хоменко, Сергею Поповичу и директору социально-бытового центра «Реутово» Михаилу Карасеву. В 2006 году всем им уже был вынесен один приговор по данному делу, но с «очень смешными сроками» – главный «фигурант» Олег Хоменко получил год и месяц лишения свободы, подельники получили наказание в виде двух лет и девяти месяцев лишения свободы, но все они сразу же были амнистированы, прямо в зале суда. Очень гуманно.
Возмущенная таким «кощунством», Генпрокуратура обжаловала вердикт, он был отменен Мосгорсудом, а дело направлено на новое рассмотрение. Но и во время повторных слушаний Реутовский суд приговорил обвиняемых к минимальным срокам. Этот вердикт Мособлсуд тоже отменил, а дело на рассмотрение передал уже в Балашиху.
Слушания в Балашихинском суде напоминали, судя по газетным публикациям тех лет, спешку во время пожара, случившегося при наводнении. Обвиняемые процесс игнорировали, ссылаясь на болезни и прочие «уважительные» причины. Ввиду «крайней ослабленности их здоровья» в мае 2008 года процесс вообще решили отложить на неопределенное время. Мало кто сомневался, что все эти «оправдательные мотивы» и «болезни» преследуют только одну цель – дотянуть до истечения срока давности и закрыть дело раз и навсегда. Этот срок наступал 29 декабря 2008 года. Именно 29.12.1999 года гражданин Хоменко перевел последнее платежное поручение на подставную фирму, с которой деньги ушли за границу.
План удался – 30 декабря прошлого года судья Балашихинского суда Александр Губанцев вынес постановление о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности. За похищенные 250 млрд рублей никто не ответит. За решетку сажать оказалось некого.
Каким же образом удалось украсть столь значительную сумму и выйти сухими из воды не только тем, кто все-таки хоть как-то, но оказался подсуден, но и тем «теневым фигурам», чьи фамилии даже ни разу не прозвучали за 10 лет этого позорного для российской Фемиды дела, – это даже не вопрос…
По данным следователей, с которыми удалось переговорить газете ВЗГЛЯД, цепочка перевода денег на строительство МКАД была длинной. Московское правительство перечисляло средства ООО «Организатор» как генеральному заказчику, потом они шли к генподрядчику — корпорации «Трансстрой», а оттуда – фирмам-подрядчикам, занимавшимся непосредственно строительством. Подрядчики привлекали для разного рода работ десятки субподрядных организаций и фирм.
Одним из основных подрядчиков, привлеченных корпорацией «Трансстрой», стало «Стройуправление 802» во главе с тем самым «неуловимым» Олегом Хоменко. Следователи уверяли ВЗГЛЯД, что руководители этого СУ создали множество фирм-однодневок, зарегистрированных, как это практиковалось в те годы, на украденные или поддельные паспорта. Именовались эти «ромашки» солидно – «Дормехстрой», СМУ-57, ПМК-16, «Монтажэнерго», «Автолада».
На эти фирмы оформлялись липовые договоры на проведение строительных работ, например, рытье траншей, выравнивание грунта, «тромбование покрытия» и прочие технологические процессы. У дорожных строителей немало уловок для списания денег, например, можно нанять «равшанов и джумшутов», а в договорах поставить статью об аренде дорогой техники, можно купить песок в Подмосковье, а можно «изобразить» его приобретение где угодно, хоть в Сахаре, или оформить на бумаге его вывоз из пустыни Гоби. И так далее. Как рассказали газете ВЗГЛЯД строители, главный и излюбленный «трюк» – замена категорий товаров с высокой на низкую. Когда асфальт уже закатан, как определить качество того же песка или гальки? И как определить, были ли слои песок-галька перемешаны и кто это делал – чернорабочие или спецтехника. На одних этих операциях можно «сэкономить» миллионы рублей на квадратный километр автодороги.
Согласно материалам дела, «одиозный» Хоменко привлек к хищениям своего зятя Михаила Карасева и прораба СУ-802 Сергея Поповича, которые возглавляли фирмы «Реутово» и «Фобос». Только эти две фирмы получили в общей сложности 350 млрд рублей на «освоение».
Следователи смогли доказать, что «Фобос» вообще никаких работ на МКАД не проводил, а «Реутово» завышало цены на стройматериалы во много раз. Со счетов этих компаний деньги шли в такие же «однодневки» – «Ланвет» и «Комсет», а затем переводились в США на счета фирмы Meadowbrook Holding Ltd. Тоже «липовой». Американская «дочка» российских жуликов переводила деньги на швейцарские счета трех оффшорных фирм – Leverton Ltd., Breamwalk Holding Ltd. и Belleview Ltd. С них деньги переводились на личные счета ряда «граждан» и просто обналичивались. Это подтверждают и результаты проверки прокуратуры города Лозанны. Набившая руку и «шишки» на подобных махинациях, швейцарская Фемида только диву давалась, как незамысловато и просто крадут деньги в России. И – безнаказанно. Проследить такую простенькую схему под силу даже студенту, писали газеты Швейцарии. Может, и под силу, когда есть желание.
Но все-таки по настоянию Генпрокуратуры РФ к расследованию хищений удалось подключить швейцарских спецов. Они-то и выяснили, что распоряжался счетами швейцарских фирм некто Владимир Кудинов, гражданин России. Они же нашли тайный счет в банке и Олега Хоменко и его жены. Нашли и долго ждали «сигнала» из России, не зная, что происходит и что им делать. Чуть ниже вернемся к этому факту.
Была в этой афере и вторая цепочка – правительство Москвы переводило бюджетные деньги ООО «Организатор» как генеральному заказчику, потом они шли к генподрядчику – корпорации «Трансстрой», а уже от нее – фирмам-подрядчикам. Вопрос: зачем и кому понадобилась «прокладка» в виде ООО «Организатор», которая взимала со всех переводов немалый процент? Почему нельзя было платить напрямую исполнителям и терять деньги на посредничестве с госсредствами? – вопрос опять-таки риторический, доказать, что за спиной этой фирмы стоит «товарищ N» фактически невозможно. Можно догадываться, но догадки к делу не приложишь.
В общей сложности корпорация «Трансстрой» заключила договоры с 16 подрядными организациями, самыми крупными из которых были ОАО «Центрдорстрой», АО «СУ-802» и ЗАО АДС. Их главная «задача» заключалась в поставке песка, только не калиброванного, как этого предусматривала технология скоростной автодороги, а обычного, который дешевле в несколько раз.
В 2003 году российские следователи взялись все-таки за ЗАО АДС и выяснили, что эта компания для проведения работ привлекла больше 200 фирм-субподрядчиков, в большинстве своем «липовых». В МВД считают, что только через «АДС» украли примерно 10–12 млн долларов. В том же году гендиректору этой компании Юрию Гуминюку и его заместителю Яну Борщевскому были предъявлены обвинения. Дело продолжается. Ясности особой нет, судя по той информации, что удалось получить газете ВЗГЛЯД от собственных источников в «Трансстрое» и МВД РФ.
Любопытный факт – против нескольких директоров субподрядных организаций до сих пор открыты уголовные дела, но сами они находятся не в КПЗ, а на «дачах» в районе Рублевки. Чувствуют они себя хорошо во всех отношениях по очень простенькой причине – они уверены, что их дела будут закрыты на основании того, что в них нет потерпевшей стороны. Думаете, такого не может быть, если имеется факт хищений в особо крупных масштабах? Может, так как московские власти отказались признавать факт хищения денег при строительстве МКАД и до сих пор утверждают, что все работы велись без нарушений.
Напомним, что еще в 2000 году в мэрии открыто заявляли, что дело о хищениях при строительстве МКАД «является политическим заказом», что «Юрия Лужкова и его команду профессионалов хотят подставить». Зачем «подставлять», если строительство МКАД «шито белыми нитками» и отовсюду видны «уши»? Это даже не вопрос. Заметка на полях.
В самом начале расследования представители МВД РФ заявляли, что всего при строительстве кольцевой автодороги были похищены 256 миллиардов рублей. Сейчас речь идет о 103 миллиардах, которые украли, «сделав МКАД уже на 10 сантиметров с каждой стороны». Это – из материалов дела.
Шли годы, расследование буксовало по разным «объективным» причинам, на фоне более значимых для истории России событий менялись генеральные прокуроры, следователи, и только «фигуранты» чувствовали себя хорошо. Так продолжалось до тех пор, пока прокуратура Лозанны, которой нет никакого дела до «команды московского мэра и смысла копать под него», не возбудила уголовное дело против Владимира Кудинова и его брата Валерия, обвинив их в «отмывании крупных денежных средств».
В письме швейцарского прокурора говорится, что в ходе анализа движения денег по банковским счетам Leverton Ltd. и Breamwalk Holding Ltd. было установлено, что более 20 млн долларов США поступило на счета этих фирм от компании Meadowbrook Holding Ltd. Затем деньги были переведены на швейцарский банковский счет, принадлежащий компании Satotrans SA, учредителем которой является Владимир Кудинов.
Как сообщает швейцарская пресса, власти этой страны намерены арестовать братьев Кудиновых, наложить арест на всю недвижимость фигурантов и их банковские активы, а также организовать выезд в Россию оперативно-следственной группы для сбора доказательств по мошенничеству, совершенному Олегом Хоменко, как источнику криминальных доходов фигурантов в Швейцарии.
История получит развитие, в этом можно не сомневаться, учитывая беспристрастность правосудия Швейцарии и даже тот факт, что власти Москвы не признают и сейчас хищения денег налогоплательщиков. За счет россиян МКАД все-таки построили, на 20 см уже, чем было запланировано и что давно доказано следователями. Не говоря о качестве покрытия, ремонты которого вот уже 10 лет являются причинами бесконечных «пробок» и тысяч аварий.