Эксперимент в следственном изоляторе «Кресты» можно назвать уникальным. Ни в одном другом исправительном учреждении России к электронной почте осужденных не подпускают.
Мало того, что он должен разглядеть в письме призывы к поднятию бунта или обсуждение побега, каждое письмо тщательно анализируется по разным параметрам
О том, почему руководство знаменитой питерской тюрьмы решило пойти в ногу со временем, корреспонденту газеты ВЗГЛЯД рассказала начальник пресс-службы Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) по Петербургу и Ленобласти Сильва Арутюнян:
«Стараемся быть современными. Идея нам показалась интересной, ее одобрил глава управления по Петербургу и Ленобласти Владимир Федорович Маленчук. Потом мы оповестили уже и центральный Главк в Москве, там тоже дали добро. Посмотрим, может, потом кто-нибудь воспользуется нашим опытом».
По словам нашей собеседницы, разбор электронной почты существенно экономит время сотрудников СИЗО, работающих с корреспонденцией для осужденных.
«Представьте: ежедневно в колонии, тюрьмы, СИЗО приходят десятки писем. В целях безопасности эту корреспонденцию, естественно, приходится прочитывать специальному сотруднику, – говорит Сильва Арутюнян. – Работать с ворохом бумаг тяжело, почерк у всех разный, не всегда хорошо читаемый. А когда письмо приходит по электронной почте, таких проблем нет. Время существенно экономится».
Цензурой писем занимается специальный человек, один из сотрудников «Крестов». Работа цензора не сахар. Мало того, что он должен разглядеть в письме призывы к поднятию бунта или обсуждение побега, каждое письмо тщательно анализируется по разным параметрам.
«Допустим, заключенный напишет, чтобы ему привезли 10 килограмм такой-то еды и пять такой-то, – приводит пример Сильва Арутюнян. – Мы должны проверить, а зачем ему столько, а может быть, плохо работает служба обеспечения – это тоже надо проверить. Или осужденному пишут, что кто-то из его родственников находится при смерти. Прежде чем вручать такое письмо, нужно его подготовить, привести психолога».
Пока «электронка» «Крестов» работает только на прием. Но в самое ближайшее время заключенным предоставят возможность и самим посылать письма на волю. Такой механизм сейчас разрабатывается.
Родственники и знакомые «сидельцев» «Крестов», желающие послать им электронную корреспонденцию, могут сделать это, заполнив специальную форму по адресу www.fsin-pismo.ru.
Представители компании, обслуживающей этот сервис, сообщают, что сервис работает в круглосуточном режиме, письма доставляются адресату в течение 48 часов, но заранее предупреждают: все письма проходят обязательную цензуру.
В числе преимуществ нового вида связи заключенных с волей называются следующие: быстрая доставка (без учета выходных), получение подробного отчета об этапах прохождения письма до адресата, уведомление о вручении ему письма, 100-процентная гарантия доставки в случае прохождения цензуры, неограниченный прием сообщений и удобная форма оплаты.
Надо заметить, что для родственников и знакомых заключенных услуга общения платная. Одно письмо стоит 50 рублей, 30 из которых идет в доход следственного изолятора, 20 – компании, обслуживающей сервис.
Компания эта, кстати, на достигнутом останавливаться не собирается. В ближайшее время, когда «сидельцы» получат возможность сами писать на волю письма, они смогут также отправлять свои фотографии и прикреплять к письмам праздничные открытки.
«За время эксперимента (чуть больше месяца) в СИЗО поступило уже больше тысячи писем», – сообщила корреспонденту газеты ВЗГЛЯД начальник пресс-службы ГУФСИН по Петербургу Сильва Арутюнян.
Если эксперимент признают удачным, возможно, «электронка» станет доступна и обитателям многих других мест лишения свободы.
Кстати, на появление нового сервиса в «Крестах» отреагировал уполномоченный по правам человека в Петербурге Игорь Михайлов. В частности, его заинтересовала стоимость электронной переписки, о чем он спросил в письме, направленном в ГУФСИН по Петербургу.
«Здесь речь идет именно об услуге, – поясняет омбудсмен. – Предоставление такой возможности допустимо, но не обязательно. Поэтому взимание платы, на мой взгляд, вполне законно. Стоимость же услуги должна быть такой, чтобы покрывать затраты на обеспечение электронной переписки.
По-моему, это очень хорошее начинание. Было бы неплохо, если бы ГУФСИН развивал эту практику, и, насколько мне известно, такие планы есть. Хотя надо понимать, что для администрации учреждения системы исполнения наказаний подобные услуги – это дополнительные хлопоты. Ведь помимо чисто технического обеспечения этого процесса все письма в обязательном порядке проходят цензуру».