О сделке было объявлено в минувшую пятницу на проходящем в Англии авиасалоне Фарнборо–2008. «Подписанное соглашение является продолжением долгосрочного и крупномасштабного сотрудничества корпорации «Оборонпром» и AgustaWestland в сфере вертолетостроения, о котором было объявлено на выставке HeliRussia–2008 в мае 2008 года», – говорится в сообщении Оборонпрома.
Изначально рассматривался вариант размещения производства на авиазаводе в Улан-Удэ, но итальянцы настояли на Подмосковье
На первом этапе производство модели AW139 будет чисто сборочным, однако в пресс-релизе компании сообщается: «Мы также будем стремиться к постепенной локализации производства ряда компонентов для вертолетов, в частности, рассматривается изготовление фюзеляжей и хвостовой трансмиссии». Предприятие разместится на площадке ОАО «Камов» в подмосковном поселке Панки. Изначально рассматривался вариант размещения производства на авиазаводе в Улан-Удэ, но итальянцы настояли на Подмосковье. Хотя в ходе пресс-конференции гендиректор Оборонпрома Андрей Реус отказался сообщить стоимость строительства сборочного завода, в ряде зарубежных публикаций указывается сумма в 40 млн евро. Первые AW139 российской сборки заказчики получат в 2011 году, проектная мощность предприятия – 24 машины в год. Как считает итальянская сторона, расширение производства позволит несколько снизить цену модели, которая сегодня колеблется в пределах от 11 (вариант VIP-транспорта) до 8,5 млн долл. в зависимости от комплектации.
Вертолеты AW139, произведенные в России, будут прежде всего поставляться российским потребителям, экспортироваться в страны СНГ, а также в другие страны мира через международную сеть AgustaWestland.
Собственно вертолет AW139 представляет собой двухдвигательную 15-тиместную машину со взлетным весом 6 тонн (6,5 в перегрузку). Подобные вертолеты считаются универсальными – они находят самое широкое применение в различных областях: от личного/корпоративного транспорта до военных задач. Однако в нашей стране машины этой весовой категории (как до последнего времени и более легкие, взлетным весом до 3 тонн) традиционно не производятся – наследие советского авиапрома. Частной авиации в СССР не было, а для решения большинства задач полагали достаточным Ми–8 (взлетный вес до 8 тонн). С неизбежным при этом повышенным расходом авиационного горючего мирились – особенно при довольно низких внутрисоюзных ценах на ГСМ.
Единственный вертолет подобного класса, поднявшийся в воздух уже после распада СССР, – это камовский Ка–60 «Касатка», созданный по заказу министерства обороны как специализированный разведчик-целеуказатель для работы в паре с вертолетами огневой поддержки. Хотя вопрос о создании такого вертолета по-прежнему не снят, камовцы реанимировали проект – в первую очередь, в гражданской ипостаси, под обозначением Ка–62. В настоящее время фирма «Камов», входящая в холдинг «Вертолеты России», планирует поставить в 2012 г. авиакомпании «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», принадлежащей государству, пять Ка–62, и еще 4 машины заказаны компанией «Авиашельф», базирующейся на Сахалине.
Кроме того, пресс-релиз компании «Камов» сообщает, что в ближайшее время планируется подписание предварительного соглашения о поставке до 5 вертолетов Ка–62 с авиакомпанией «Владивосток-Авиа». Ранее сообщалось, что ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Сазыкина» (г. Арсеньев, Приморский край) планирует выпустить первый Ка–62 в первом квартале 2009 года. Производство этих машин осваивает сейчас также Улан-Удэнский авиационный завод.
Очевидно, что при схожих технических характеристиках AW139 и Ка–62 составляют конкуренцию друг другу. Несомненно, соглашение Оборонпрома с AgustaWestland является прямой попыткой захватить значительную часть российского рынка в этом классе машин, потеснив отечественного монополиста в области вертолетостроения – холдинг «Вертолеты России».
Однако пока сложно сказать, как повлияет совместное предприятие на судьбу Ка–62. Отечественный проект пока достаточно далек от стадии готового коммерческого продукта, хотя, как видно, спрос на него есть уже сейчас. При всей привлекательности итальянской машины Ка–62 обладает рядом несомненных преимуществ – например, по скорости, грузоподъемности и дальности полета (хотя и уступает по пассажировместимости), да и цена на него будет несколько ниже. Однако до того как камовский вертолет поступит в серийное производство, AW139 весьма удачно заполнит пустующую нишу. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от многих факторов. Например, почувствовав конкуренцию со стороны россиян, итальянцы могут потребовать пересмотра договора, как это было в случае соглашения между заводом ВАЗ и General Motors: американцы потребовали снятия с производства «Нивы» в обмен на создание СП.
С другой стороны, «Камов» и AgustaWestland имеют совместную разработку – вертолет Ка–64 Skyhorse. Проект был полностью завешен к 1995 году, однако производство развернуто не было по финансовым причинам. Сборочный завод, создаваемый на площадке «Камова», со временем мог бы стать базовым предприятием по производству российско-итальянских вертолетов.