«Подлый удар в спину» – именно так охарактеризовал происшедшее сам Андрей Ерофеев. До последнего момента он являлся заведующим отделом новейших течений Третьяковской галереи и был одним из организаторов серии нашумевших выставок.
Мы тоже патриоты. Однако для нас патриотизм – несколько иная позиция
Однако в ближайшее время ему придется искать себе другое место работы: руководство галереи приняло решение об увольнении куратора, передает «Эхо Москвы».
Как рассказал журналистам Андрей Ерофеев, этот шаг можно расценивать только как предательство. Он был уволен из Третьяковской галереи по 81-й статье Трудового кодекса («Расторжение трудового договора по инициативе работодателя»). Сам культуролог считает причины своего увольнения надуманными.
По его словам, он хотел превратить официозный музей советского типа в музей современного искусства и место для встреч и общения. Однако сделать ему этого так и не дали. В этом Ерофеев винит директора Третьяковки Валентина Родионова. «Руководитель галереи – фигура, вылепленная в советское время. И подавление современного искусства для него вещь естественная и нормальная», – заявил куратор.
Также он добавил, что все сотрудники его отдела тоже подадут заявления об увольнении.
Сам директор галереи Валентин Родионов с обвинениями в свой адрес не согласен. Он утверждает, что Андрей Ерофеев за пять лет заработал пять выговоров. По его словам, это уникальный случай. Во всех случаях речь шла о нарушениях музейного порядка.
Кроме того, Родионов подчеркнул, что угроза исчезновения отдела новейших течений исходит не снизу, а сверху. «В ближайшее время он может быть расформирован из-за того, что не справляется со своими обязанностями», – отметил он. Однако вероятности того, что отдел будет сохранен и у него появится новый руководитель, директор Третьяковки также не исключил.
Стоит отметить, что в данный момент Андрея Ерофеева вместе с директором Сахаровского центра Юрием Самодуровым судят за организацию выставки «Запретное искусство – 2006». Общественное движение «Народный собор» обвинило кураторов в попрании морали, разжигании религиозной вражды и потребовало привлечь их к уголовной ответственности.
Также Ерофеев был организатором еще одной выставки, которая вызвала много шума. Речь идет о проекте «Соц-арт», который должен был быть представлен в Париже. В прошлом году министр культуры Александр Соколов добился снятия с выставки 16 произведений. Особое раздражение министра вызвало фото целующихся милиционеров – творение под названием «Эра милосердия» группы «Синие носы».
«Если эта выставка там появится, то это будет тот самый позор России, за который нам придется уже отвечать по полной. За рубеж вывозится порнография, целующиеся милиционеры, эротические картинки», – возмутился тогда Соколов.
В защиту Андрея Ерофеева появились открытые письма с подписями более 300 деятелей культуры. Налицо конфликт левого и правого крыла в искусстве, условно говоря, критического и пафосного. Какая сторона одержит верх – неясно.
Давая интервью газете ВЗГЛЯД по этому поводу, Андрей Ерофеев заявил, что не согласен с такой оценкой.
«Мы тоже патриоты. Однако для нас патриотизм – несколько иная позиция. Для них это безусловное подчинение государственной риторике. Эта риторика еще не выработана, поскольку непонятно, что у нас за государство. То ли это империя, то ли сверхдержава, то ли она православная, то ли нефтяная, то ли европейская, то ли азиатская. Риторика шатается, но ребята уже настроены на служение этому помпезному разговору, – отметил галерист. – Вообще борьба с искусством, с собственной культурой – самое неблаговидное дело в любой стране. Поскольку наша власть – власть разумная, она неравнодушна к мнению международного сообщества и, я надеюсь, пресечет эти выходки ультраправых».