Общество

27 июня 2008, 19:02

Россия испытала новый вертолет

Фото: airforce.ru

ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина» успешно испытало первый предсерийный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор». Государственная программа развития вооружений на 2007–2015 годы предусматривает закупку для нужд вооруженных сил 12 таких машин. В пятницу же Казанский вертолетный завод заключил соглашение с Министерством обороны РФ на поставку 6 легких учебных вертолетов «Ансат-У». Два вертолета, несмотря на различное назначение, схожи интересной предысторией.

ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина» заявило об успешном испытании первого предсерийного боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор». Согласно сообщению, распространенному пресс-службой предприятия, испытания признаны успешными по всем исследуемым параметрам.

Аллигаторы» поступят прежде всего в части спецназначения, где их уникальные летные характеристики будут раскрыты наиболее полно

По словам главы авиахолдинга «Вертолеты России» Андрея Шибитова, «это знаковое событие для российского вертолетостроения. Ка-52 имеет приоритетное значение в модельном ряду вертолетостроительного холдинга «Вертолеты России» как машина, предназначенная для нужд Минобороны РФ. Организация серийного производства боевого вертолета Ми-28Н и успешная реализация программы по Ка-52 свидетельствует о том внимании, которое государство в целом и Минобороны в частности уделяют развитию военного вертолетостроения».

Гендиректор Арсеньевской авиакомпании Юрий Денисенко подчеркнул, что предприятие начнет серийное производство вертолетов Ка-52 уже в 2008 году. Официальный подъем первого серийного вертолета Ка-52 планируется осуществить после завершения опытно-конструкторских работ в сентябре этого года в Арсеньеве.

«Аллигатор» считается двухместной модификацией боевого вертолета Ка-50 «Черная акула» – по крайней мере опытная машина получена переделкой второго серийного Ка-50 (заводской номер 01-02), носившего ранее бортовое обозначение 021. Разработчики утверждают, что оба вертолета унифицированы по планеру и основным системам на 85%.

Необходимость в двухместной модификации «Акулы» разработчики осознали еще на этапе проектирования. Ка-50 изначально задумывался как авиационный комплекс в составе собственно одноместного вертолета-штурмовика и более легкого разведчика-целеуказателя, который обеспечивал бы действия группы одноместных машин, – иначе нагрузка в полете на единственного члена экипажа возрастает настолько, что он не в состоянии обеспечивать эффективное выполнение боевых задач. Кстати, по этой причине создать одноместный вертолет-штурмовик не удалось никому, несмотря на предпринимавшиеся в течение многих лет попытки: пилотирование вертолета у самой земли – на высоте от нуля до сотен метров – задача настолько сложная, что не оставляет пилоту времени на поиск и классификацию целей.

В качестве партнера «Акулы» задумывался специализированный вертолет Ка-60 «Касатка», однако известные события на рубеже 1980–1990-х годов и позднее не позволили воплотить эти замыслы в металле (правда, на рубеже веков проект был возрожден, но уже в ином виде и с иными задачами). Таким образом, боевая ценность «Акул», лишенных «глаз и ушей», значительно упала: область их возможного применения свелась к атакам целей на поле боя днем и в простых метеоусловиях.

В связи с этим генеральный конструктор ОКБ им Н.И. Камова С.В. Михеев принял решение о перенесении комплекса разведки и целеуказания на модификацию уже запущенного в серийное производство Ка-50, которая, с учетом сохранения на ней системы вооружения, могла бы использоваться не только для разведки, но и для ведения самостоятельных боевых действий, в частности ночью и в ограниченно сложных метеоусловиях.

Для управления комплексом оптико-электронного и радиолокационного разведывательного оборудования потребовался второй член экипажа. Его решено было разместить рядом с пилотом, а не друг за другом, как принято на большинстве армейских боевых вертолетов мира. Размещение двух членов экипажа рядом должно было облегчить их взаимодействие, особенно на таких сложных режимах, как полет на предельно малых высотах. Кроме того, исключалась необходимость дублирования ряда приборов.

Однако первый вариант компоновки пилотской кабины не понравился военным. Перекомпоновка была выполнена к середине 1996 года, когда на опытном производстве фирмы «Камов» началось изготовление первого образца Ка-52.

Первый экземпляр Ка-52 в декабре 1996-го, еще до начала летных испытаний, был продемонстрирован на авиационной выставке Air India в Бангалоре. После возвращения домой подготовка к первому вылету была возобновлена. 25 июня 1997 года вертолет поднял в воздух летчик-испытатель А.Смирнов. Эта машина в дальнейшем неоднократно переделывалась и до последнего времени оставалась единственным двухместным аппаратом семейства.

О том, что производство «Аллигаторов» заложено в гособоронзаказ, стало известно в апреле прошлого года во время визита на арсеньевский завод правительственной комиссии. Тогда Владислав Путилин, исполнявший обязанности заместителя министра обороны Иванова, рассказал журналистам, что работы по Ка-52 возобновились еще в 2006 году.

«Ка-50 для армии будут закупать, хотя и в небольших количествах – всего пять штук, – сказал Путилин. – В гособоронзаказ еще и заложены средства под вертолет Ка-52 «Аллигатор», его тоже будут строить на «Прогрессе». До 2015 года в бригады специального назначения ГРУ планируют передать 12 «Аллигаторов».

Примечательно, что, как и «Черные акулы», «Аллигаторы» поступят прежде всего в части спецназначения, где их уникальные летные характеристики будут раскрыты наиболее полно. Считается, что для решения общевойсковых задач будет достаточно вертолетов Ми-28Н, более простых и надежных.

Казанский «Ансат» (по-татарски – «простой», «несложный») имеет не столь богатую историю: его разработка началась в конце 1994 года. В конце мая 1997 года был готов полноразмерный макет вертолета. Летные испытания состоялись в августе 1999 года и прошли довольно гладко: вскоре были получены сертификаты летной годности – отечественный АП-29 и международный FAR-29.

С концепцией вертолета конструкторы, что называется, угадали: машины грузоподъемностью до полутора тонн с полным взлетным весом до 3,5 тонны востребованы во всем мире. Фактически до сих пор единственной фирмой, производившей такие машины в товарных количествах, был европейский концерн Eurocopter с моделями EC135 и EC145 и американский Bell с моделью В-427.

В России с завершением серийного производства Ми-2 такие вертолеты не строило ни одно предприятие. Для обеспечения конкурентоспособности по цене и эксплуатационным свойствам в вертолете сбалансировано применение современных и традиционных технических решений, конструкционных материалов и технологий. Проще говоря, машина получилась недорогой, но с отличными летными характеристиками. Недорогой не значит примитивный.

Следует отметить, что «Ансат» – единственный российский вертолет, оснащенный цифровой электрической системой дистанционного управления (КСУ-А). Наличие цифровой системы управления двигателями позволяет имитировать режим выключения двигателя без его остановки, что важно при использовании машины в качестве учебной.

Нетрадиционным решением для отечественной конструкторской школы стало применение бесшарнирного крепления лопастей несущего винта к втулке. Из-за деградации отечественной химической промышленности долгое время не удавалось получить материал, обладающий необходимыми характеристиками для изготовления композитных торсионов. Их в конструкции несущего ротора заменили традиционные шарниры. Однако, по последним сообщениям, эту проблему удалось отчасти решить, приведя ресурс несущей системы к приемлемым показателям, хотя и теперь по этому параметру «Ансат» несколько уступает зарубежным конкурентам.

Спрос на недорогой вертолет, по признанию маркетологов Казанского вертолетного завода, оказался неожиданно высоким. Первым зарубежным заказчиком стала Южная Корея, куда до 2006 года было поставлено 14 машин, но, по некоторым сведениям, различные военные и гражданские ведомства этой страны планируют продолжать закупки казанских вертолетов. К сожалению, полностью удовлетворить спрос на свою продукцию КВЗ не в состоянии главным образом по вине ограниченных производственных мощностей субпоставщиков. Так, за весь 2006 год на заводе было построено лишь 6 таких вертолетов – два для лесного ведомства Республики Корея и четыре для российского рынка. Впрочем, недостаток мощностей сегодня, к сожалению, общая беда российского вертолетостроения, для решения проблемы потребуется от трех до пяти лет.

Еще в 2006 году вертолет «Ансат-У» был выбран как основной учебный вертолет российских ВВС. По словам начальника управления армейской авиации ВВС РФ генерал-майора Виктора Иванова, «сейчас молодые летчики обучаются на вертолете Ми-2У. Он создан в 1970-е годы и выработал все свои ресурсы. Вертолет производился в Польше. Сейчас у нас большие проблемы с поставкой запчастей к нему. После капитального ремонта и выработки срока эксплуатации на замену Ми-2У придет «Ансат».

Некоторым тормозом в принятии окончательного решения о закупках «Ансат-У» для нужд учебных заведений МО стало применение на нем американского двигателя: к сожалению, отечественные вертолетные моторы необходимой мощности и размерности ТВО-100 еще не переданы в серию. Однако ФГУП «Завод им. В.Я. Климова» удалось договориться с канадским филиалом американской компании Pratt & Whitney о локализации производства моторов P&W 207K в нашей стране, что несколько снизило остроту проблемы. По словам генерального директора Казанского вертолетного завода Алексея Степанова, «эта мера вынужденная и временная».

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

ЕС отреагировал на ядерные учения России
Темы дня

Россия отрезвит Макрона и Кэмерона ядерным оружием

Владимир Путин поручил начать подготовку учений ракетных соединений Южного военного округа, ВКС и сил ВМФ. Российские военные будут отрабатывать применение нестратегического ядерного оружия. Решение принято на фоне агрессивной риторики европейских лидеров о возможном вводе сухопутных войск стран НАТО на Украину и применении дальнобойного оружия для ударов по территории России. Смогут ли ядерные учения остудить пыл западных политиков?

Преодолена критическая зависимость от западных турбин

Россия преодолела зависимость от газовых турбин большой мощности Siemens и General Electric, заявил глава Ростеха Сергей Чемезов. И Россия, в отличие от Ирана, сделала это благодаря собственным мозгам и технологиям. Первая серийная турбина будет установлена на электростанцию на Таманском полуострове. Как Россия вообще оказалась в такой критической зависимости от западных турбин?

Летчик-бомбардировщик предупредил о рисках при появлении в небе украинских F-16

Эксперт оценил вероятность замены Байдена на Мишель Обаму в предвыборной гонке в США

Актер из «Улиц разбитых фонарей» попал в ДТП в Петербурге

Новости

Франция опровергла отправку «Иностранного легиона» на Украину

Сведения о том, что Франция направила военных на Украину, являются недостоверными, заявили в министерстве иностранных дел страны.

МЧС предупредило о заморозках в Подмосковье

В ночные и утренние часы во вторник на территории Московской области ожидаются заморозки, такое предупреждение распространил подмосковный главк МЧС.

На Украине сравнили российскую бомбу с землетрясением

Удар российской бомбы, сброшенной с самолета ВКС России, был сравним с землетрясением.

Мужчина попытался сбежать с Украины в женском платье

Украинские пограничники задержали 44-летнего мужчину, который пытался незаконно выехать из страны в Румынию, переодевшись в женщину.

Венгрия отказалась «отправлять на смерть» украинцев

Венгрия не будет выдавать Украине ее военнообязанных граждан и не позволит отправить их на смерть, заявил венгерский вице-премьер Жолт Шемьен.

ЕС допустил удар Украины по Крымскому мосту «в рамках самообороны»

Евросоюз не исключает возможности нанесения Украиной удара по Крымскому мосту, рассматривая это в контексте права на самозащиту, заявил представитель Европейской службы внешних действий Петер Стано.

Путин на заключительной встрече поблагодарил уходящее правительство за работу

Президент России Владимир Путин провел заключительную встречу с действующим составом правительства, которое сложит полномочия 7 мая.

Политолог оценила шансы арестовать экс-главу МВД Украины Арсена Авакова

Экс-министр МВД Украины Арсен Аваков курировал националистические батальоны и, скорее всего, причастен к трагедии в одесском Доме профсоюзов. И это не единственные грехи, за которые российские правоохранители могли объявить экс-чиновника в розыск, сказала газете ВЗГЛЯД политолог Лариса Шеслер. Ранее Россия объявила Авакова в розыск.

Умер экс-скрипач и клавишник «Крематория» Вячеслав Бухаров

В возрасте 62 лет после продолжительной болезни скончался скрипач и клавишник рок-группы «Крематорий» Вячеслав Бухаров, сообщила рок-группа.

В киевской школе учитель издевался над учеником из ЛНР

Учитель физкультуры школы №37 в Киеве издевался над учеником-переселенцем из Луганской народной республики (ЛНР), сообщили местные СМИ.

Путин дал высокую оценку работе уходящего правительства

Президент России Владимир Путин, который 7 мая вновь вступит на главный государственный пост, заявил во время заключительной встречи с действующим составом правительства, что смена политических циклов не должна останавливать работу в интересах страны. Он отметил, что нынешний кабинет министров достиг весомых результатов.

МИД предупредил Лондон о возможности ударов по его военным объектам

Посол Великобритании в Москве Найджел Кейси предупрежден, что ответом на удары Киева британским оружием по России могут стать любые военные объекты и техника Британии на Украине и за ее пределами, заявило Министерство иностранных дел России.
Мнения

Глеб Простаков: Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы, вне всяких сомнений, бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может оказаться недостаточно для того, чтобы европейские страны предали гегемона, – слишком велика зависимость от США.

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?