С идеей подавать иски против дорожников на этой неделе выступили страховщики Петербурга. Озвучил эту мысль директор местного филиала компании «СОГАЗ» Игорь Акулин. По его словам, во многих дорожных происшествиях виноваты не водители, а дороги, а следовательно – организации, которые довели их до такого состояния. Автостраховщики признаются, что из-за этой извечной русской проблемы несут серьезные убытки.
Если система будет работать, стоимость КАСКО снизится на 10%. В этом вопросе страховщики и автомобилисты – по одну сторону баррикад
По подсчетам страховых компаний, примерно 5% обращений клиентов по КАСКО приходится на случаи поломки машины из-за ненадлежащего состояния трассы. И на эти 5% случаев у автостраховщиков приходится не меньше 10% всех выплат. Получается крайне невыгодная статистика – причем не только для страховщиков, но и для их клиентов. Плохие дороги бьют по карману владельцев авто, которые вынуждены переплачивать за страховой полис.
Другие страховщики Петербурга в целом одобряют идею Игоря Акулина, но предупреждают, что вал исков страховщиков к дорожникам поступит в суды лишь тогда, когда изменится нынешняя система оформления ДТП. Ведь сотрудники ГИБДД крайне редко отмечают в качестве виновника аварии плохую дорогу и уж совсем сложно представить, чтобы они нашли виновную в этом ремонтную бригаду. Да и разобраться, кто отвечает за конкретную яму, непросто. Есть множество организаций, так или иначе связанных с дорогами, начиная от городского Комитета благоустройства и дорожного хозяйства и заканчивая конкретными людьми, которые спустя рукава колдовали над дорожным покрытием. Cами автомобилисты тоже пока не очень-то готовы «заморачиваться» на эту тему, искать истинных виновных, обивать пороги инстанций, идти в суд.
«Да, по тем оценкам, что мы имеем исходя из статистики ДТП, которую собирает ГИБДД, и собственной статистики, не менее 10% выплат страховых компаний идет из-за состояния дорог. Дороги не соответствуют требованиям, ГОСТам, на них открытые люки и так далее, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заместитель генерального директора ОАО «СК «Русский мир» Андрей Знаменский. – Я считаю, что эту проблему не может решить одна страховая компания, только всё страховое сообщество. Ну, может быть, в рамках страхового сообщества Петербурга удастся что-то сделать. Сейчас вопрос упирается в согласование порядка оформления ДТП. Нужно разработать такую систему, чтобы достаточно просто можно было зафиксировать, что ДТП произошло именно по причине недостатка дороги. Как только система заработает, иски страховщиков к дорожникам пойдут в массовом порядке. А дорожники, может быть, со временем научатся более профессионально выполнять свою работу. Тогда водитель заметит конкретный экономический эффект для себя. По нашим оценкам, если система будет работать, стоимость страховки АВТОКАСКО можно будет снизить на 10%. В данном вопросе страховщики и автомобилисты явно находятся по одну сторону баррикад. Но пока претворить задуманное в жизнь сложно. Если требовать правильно и по порядку оформлять ДТП, это будет очень долго, и многие водители, скорее, смирятся с существующим сейчас положением».
Заместитель генерального директора СОАО «Регион» Вячеслав Шубырев рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что проблема аварийности на дорогах из-за их неудовлетворительного состояния из года в год обостряется. Рост автопарка увеличивает нагрузку на дорожное полотно, а качество крайне редко проводимого ремонта и ухода за дорогами, напротив, ухудшается.
«Заставить организации, ответственные за состояние дорог, выполнять свои прямые обязанности через судебные иски страховых компаний, к сожалению, пока невозможно, – считает Шубырев. – Компании, выплатившие страховое возмещение, имеют право на предъявление регрессного иска виновнику наступления страхового события. Виновник должен быть указан в документах, полученных страховщиком. Но, к сожалению, сотрудники ГИБДД при составлении протокола крайне редко причиной ДТП определяют плохое состояние дорожного покрытия. Простое предъявление исков всем подряд организациям, отвечающим за тот или иной участок, с целью улучшить состояние дорог невозможно. С точки зрения правил дорожного движения, водитель должен двигаться со скоростью, при которой обеспечивается безопасность всех участников дорожного движения, при наших обстоятельствах это 5 километров в час. Менять нужно либо дороги, либо ПДД».