Как отмечают чиновники, новые меры борьбы с наркотической зависимостью направлены, в первую очередь, на молодых людей. Согласно выводам наркологов, сокрытие факта приема зелья играет только на руку их пациентам. Огласка же может удержать начинающих наркоманов от употребления дурманящих веществ, пишет «Московский комсомолец».
Хочешь быть наркоманом – будь, но где-нибудь на необитаемом острове, чтобы не портить жизнь нормальным людям
Пересмотреть отношение к любителям зелья столичные власти планируют в ближайшем будущем. Для этого они намерены снять гриф секретности со списков пациентов наркологических клиник и занести данные о них в единый городской регистр больных наркоманией. Авторы идеи надеются, что это поможет организовать систему социального давления на наркоманов с целью постепенного искоренения их болезненной зависимости.
К такому способу борьбы с наркоманией, как ее обличение, власти подступаются уже давно. О необходимости массовой проверки студентов неоднократно заявляли в Госнаркоконтроле. Однако впоследствии там согласились, что такая процедура – дело сугубо добровольное и решение об этом должно приниматься самим вузом.
Позднее в Москве были случаи проведения так называемых добровольных тестов на выявление наркозависимых студентов. Если же говорить о последней инициативе, то пока ее останавливает закон. Согласно 61 статье «Основ законодательства об охране здоровья граждан» передавать данные о наркоманах можно только психологам, наркологам или правоохранительным органам.
Высказанная идея была воспринята экспертами неоднозначно. Как рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД член Комитета по охране здоровья Госдумы РФ Олег Куликов, разрабатываемая мера может привести к обратному эффекту.
«Мало того, что это незаконно и нарушает врачебную тайну, на практике это еще и отпугнет наркоманов от клиник, – подчеркнул Олег Куликов. – Достоверно известно, что многие из них и так стараются проходить лечение «подпольно». Если же власти проявят чрезмерное усердие, то страдающие от наркомании просто перестанут лечиться, чтобы избежать позора. Получается, что новыми мерами можно только навредить».
Вместе с тем, по мнению руководителя екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана*, в инициативе московской мэрии присутствует зерно здравого смысла.
«Если эта мера станет частью комплексного подхода государства к борьбе с наркоманией, то она окажется вполне эффективной. Но только при том условии, что параллельно будет объявлена системная война наркоторговцам и организаторам сетей поставки зелья в страну, – отметил Ройзман в интервью газете ВЗГЛЯД. – Что же касается практической пользы от общего регистра всех больных наркоманией, то в первую очередь эти данные получат службы безопасности банков.
В последнее время все чаще происходят случаи, когда наркоманы берут кредиты по своим или подложным документам, чтобы получить деньги на дозу. Как вы понимаете, вернуть эти деньги назад для банков оказывается проблематичным. Конечно, здесь можно говорить о нарушении прав человека и многое другое, но я бы в таком случае ставил вопрос иначе. Хочешь быть наркоманом – будь, но где-нибудь на необитаемом острове, чтобы не портить жизнь нормальным людям».
Стоит отметить, что это не единственная попытка властей справиться с наркоманией за последнее время. В начале года стало известно о разработке закона, согласно которому попавшие в зависимость будут подвергаться принудительной реабилитации без вердикта суда в лечебно-трудовых профилакториях.
Инициаторами нового законопроекта выступили депутаты Астраханской областной думы. Они подготовили несколько поправок в действующий Федеральный закон «О наркотических и психотропных веществах». Так депутаты намерены предотвратить распространение алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних.
Главным основанием для принудительного лечения будет являться систематическое нарушение общественного порядка. Проходить реабилитацию юным наркоманам и алкоголикам придется в лечебно-трудовых профилакториях, где избавлять от губительной зависимости их будут не только с помощью курса лечения, но и посредством трудовой дисциплины.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом