Единую российскую экспозицию по решению правительства РФ будет возглавлять Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Рособоронэкспорт». Всего в выставке участвуют более 700 предприятий российского оборонно-промышленного комплекса, которые представят около 200 образцов вооружений и военной техники.
За океан отправится первый серийный истребитель Су-35, причем своим ходом, что позволит показать его высокую надежность
Салон FIDAE, проводящийся в этом году в 15-й раз, является крупнейшей выставкой подобного рода в Латинской Америке. На прошлом салоне, прошедшем в 2006 году, был представлен 121 натурный образец летательных аппаратов, в том числе пожарный вариант российского вертолета Ка-32. Примечательно, что всего через два года российская экспозиция значительно расширилась.
Тому есть причина – насыщение современным оружием регионов, где позиции российской оборонки довольно сильны. Между тем латиноамериканские государства, достигшие в последние годы заметных экономических успехов, срочно нуждаются в обновлении своих арсеналов. Они еще не в состоянии покупать новейшие истребители вроде Су-35 или F-18 Block 2 (не говоря уже о самолетах пятого поколения), но весьма заинтересованы в приобретении вполне современных и достаточных для местных условий многофункциональных машин Су-30 или F-16 последних производственных серий. То же можно сказать и о зенитно-ракетных комплексах, составляющих сегодня важнейшую компоненту национальной обороны любой уважающей себя страны: С-300/С-400 (равно как и Patriot PAK-3 или SM) латиноамериканцам пока не по карману, а вот более простые, но весьма эффективные «Торы», «Буки» и их зарубежные аналоги были бы весьма кстати.
Исключение составляет лишь Венесуэла, из-за конфронтации с США вынужденная тратить на оборону значительные средства и закупать новейшие из доступных образцы вооружений, даже притом, что страна, несмотря на наличие запасов нефти, весьма небогата: некоторые виды продуктов население приобретает по карточкам.
Первый зарубежный вояж преследует две цели – продемонстрировать потенциальным покупателям уровень сегодняшнего российского авиапрома и заняться промоушеном собственно российского истребителя.
Вторичная задача – испытания Су-35. Как сообщил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД источник в отрасли, за океан отправится первый серийный истребитель этого типа, впервые поднявшийся в воздух в конце прошлого года. Причем отправится своим ходом.
Это позволит продемонстрировать высокую надежность российской авиатехники, а обслуживающему персоналу – получить уникальный опыт эксплуатации и обслуживания самолета в отрыве от мест постоянного базирования. Очевидно, что такие полеты нужны также для проверки надежности навигационных систем Су-35.
Несколько слов следует сказать о российских вертолетах. Россия сегодня – один из лидеров мирового вертолетостроения, а по некоторым позициям, таким как гражданские вертолеты среднего и тяжелого класса, – лидер единоличный.
Ближайший конкурент – компания Eurocopter выпускает больше машин, но в основном легкого класса типа Ecureuil, востребованых многими гражданскими и частными структурами, к сожалению, и российскими. Машины такого класса в нашей стране не производятся, несмотря на наличие весьма удачных прототипов, например казанского «Ансат», постановке которого в большую серию мешает недостаточный ресурс важнейших агрегатов.
Тем не менее в классе грузоподъемности 3–8 тонн наша страна – безусловный мировой лидер: в прошлом году половина машин данного класса выпущена в России.
Очередь на вертолеты модели Ми-8/Ми-17 расписана на два года вперед, большой популярностью пользуются также специализированные Ка-32, предназначенные для производства специальных работ: строительно-монтажных и пожаротушения.
Как это ни удивительно, выпуск таких «летающих кранов» прекращен во всем мире около 20 лет назад, несмотря на то что потребность в них есть всегда.
Более 200 вертолетов КБ Миля успешно используются по всему Южно-Американскому континенту: от Мексики до Огненной Земли. Покупателей часто привлекает то, что большинство вертолетов линейки Ми-8/Ми-17 являются машинами двойного назначения и сравнительно просто могут быть конверсированы в вертолеты огневой поддержки.
Ка-32 летают в Перу, Мексике, Чили, есть контракт на поставки в Венесуэлу. В настоящее время идет строительство центра технического обслуживания российских машин в Лиме, обсуждаются планы создания сборочного производства в Мексике или Перу. Рынок российских вертолетов подобного класса в пределах континента оценивается сегодня в 300–350 машин.