ЧП произошло в районе населенного пункта Новосельское Спасского района, недалеко от озера Ханка. Су-25 взорвался в воздухе над военным полигоном и упал на сопки. Летчик не успел катапультироваться и погиб.
По словам пилотов, работающих на Су-25, в некоторых режимах управление самолетом становится тяжелым
«Сегодня, 20 марта, в 3 часа 33 минуты при выполнении плановых полетов в авиагарнизоне Черниговка в 143 километрах от Владивостока произошла катастрофа самолета Су-25. На земле жертв и разрушений нет. Решением главнокомандующего ВВС полеты самолетов Су-25 временно приостановлены», – приводит РИА «Новости» слова помощника главкома ВВС полковника Александра Дробышевского.
«По предварительным данным, в ходе выполнения боевой стрельбы произошел отказ авиационной техники, приведший к катастрофе», – уточнил Дробышевский. Эксперты не исключают варианта, что мог взорваться один из боеприпасов.
Для окончательного расследования причин катастрофы и выяснения подробностей в авиагарнизон Черниговка вылетела комиссия Минобороны РФ и ВВС. Военной прокуратурой Владивостока возбужденно уголовное дело по статье 351 УК России («нарушение правил полетов»). Следствие ведет военный следственный отдел по Лесозаводскому гарнизону.
Самолеты Су-25 не так часто терпят крушение, этот случай – единственный за почти два года. Последний подобный инцидент произошел в июне 2006 года. В ходе выполнения плановых полетов в Жирятинском районе Брянской области недалеко от деревни Соколья Слобода потерпел катастрофу такой же штурмовик. Летчик погиб, самолет упал в лесной массив.
По факту катастрофы боевого самолета Су-25, разбившегося около Брянска, было заведено уголовное дело по статье «Нарушение правил полетов или подготовки к ним».
Штурмовик Су-25 создан в ОКБ имени Сухого, уточняет РИА «Новости». В начале 1980-х успешно прошел испытания и был рекомендован к принятию на вооружение. Максимальная скорость полета у земли – 975 км в час.
На вооружении Су-25 находятся пушки калибра 23 мм и 30 мм, управляемые ракеты класса «воздух-воздух», неуправляемые ракеты, бомбы, в том числе и с лазерным наведением.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, первый полет Су-25 состоялся в феврале 1975 года, то есть через три года после «выхода в свет» американского А-10 Warhog, в сравнении с которым «наш» имел большую тяговооруженность и большую максимальную скорость, но гораздо меньшие габариты. Имея под крылом 10 точек подвесок, штурмовик способен был поднять более 4 тонн боевой нагрузки.
В первом же полете на полигоне летчиков поразила высокая точность стрельбы и бомбометания, хотя прицельно-навигационное оборудование ничем не отличалось от того, что было установлено на самолетах Су-17М2 или Су-17М3. «Грач» (так прозвали Су-25) позволял на практике реализовывать правило «там, где прицельная метка, – там бомба и снаряд».
В войсках Су-25 заслужил репутацию надежной машины. В год российские ВВС теряют в небоевых условиях не более одного такого самолета.
Первым «Грачом», потерянным по чисто технической причине, был самолет, принадлежавший 200-й ОШАЭ (отдельная штурмовая авиаэскадрилья). Он рухнул 14 декабря 1981 года. Погиб старший летчик капитан Дьяков Михаил Евгеньевич. Причиной стала потеря управления самолетом в поперечном канале при пикировании на цель. Для вывода из пикирования не хватило высоты, и штурмовик врезался в вершину горы.
Как выяснила комиссия, созданная для изучения катастрофы, летчик, увлекшись атакой, превысил допустимое число Маха, при этом произошел крен самолета и потеря эффективности воздушных тормозов. Впоследствии специалисты ввели необходимые изменения в конструкцию поверхностей управления, на более поздних сериях частичным изменениям подверглись киль и крыло штурмовика.
Однако, по словам пилотов, работающих на этих машинах, в некоторых режимах (например, пикирование под углом, близким к 40 градусам, или при превышении скоростного режима) управление самолетом становится тяжелым и от пилота требуется повышенное внимание во избежание катастрофы.