Согласно приговору, Адамов будет отбывать наказание в колонии общего режима. Сразу после оглашения приговора в зал вошли конвоиры и надели на экс-министра наручники.
Я буду бороться до конца, пока не будет установлена истина, которая заключается в том, что никто из этих людей ни в чем не виноват
В качестве дополнительной меры наказания суд лишил осужденного возможности в течение трех лет занимать должности на государственной службе.
Еще двое фигурантов уголовного дела- Вячеслав Письменный и Ревмир Фрайштут - приговорены к четырем годам условно каждый. Суд учел их состояние здоровья, передает РИА «Новости».
Сам Адамов уже заявил, что обжалует приговор.
«Да, приговор обвинительный. Но я буду бороться до самого конца, пока не будет установлена истина, которая заключается в том, что ни один из этих людей (подсудимых) ни в чем не виноват», - сказал он в суде.
Защитник экс-главы Минатома Генри Резник также сказал, что «не удивлен приговором и намерен обжаловать его».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Адамов возглавлял преступную группу, в которую также входили гендиректор ОАО «Техснабэкспорт» Ревмир Фрайшут и глава ГУП «Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований» Вячеслав Письменный.
С помощью многоходовой комбинации они перевели 62% акций российско-американского совместного предприятия по торговле ураном Globe Nuclear Services and Supply на учрежденную в США компанию, подконтрольную Письменному.
В результате прежний владелец акций ОАО «Техснабэкспорт» и принадлежавшее обществу Приаргунское производственное горно-химическое объединение лишились дивидендов на сумму свыше 30 млн. долларов. По мнению прокуроров, эти дивиденды были присвоены участниками организованной группы.
В качестве наказания гособвинитель Виктор Антипов попросил приговорить Адамова к девяти, а Фрайшута и Письменного – соответственно к семи и пяти годам лишения свободы в колонии общего режима.
Сам Адамов до последнего момента все обвинения отрицал. По его словам, 49% акций GNSS были не похищены, а проданы с ведома учредителей компании на аукционе в Швейцарии, а оставшиеся 13% до сих пор находятся в ведении ее совета директоров. Однако суд эти оправдания во внимание не принял.
Евгений Адамов, возглавлявший Минатом РФ в 1998–2001 годах, был арестован в Берне по запросу министерства юстиции США в 2005 году. Американские власти обвинили его в присвоении 9 млн долларов, выделенных России на повышение безопасности ядерных объектов. Запрос на его экстрадицию в США подписала лично Госсекретарь Кондолиза Райс.
По данным американской стороны, Адамов и гражданин США Марк Каушанский вступили в сговор с целью незаконного присвоения средств из фондов ядерной безопасности, предназначенных Научно-исследовательскому и конструкторскому институту энерготехники, который возглавлял Адамов.
Как заявили обвинители, средства по распоряжению Адамова были перечислены на контролируемые им счета в американских банках.
В России арест экс-главы Минатома вызвал настоящий переполох, поскольку он имел отношение к важным государственным тайнам, в частности, строительству АЭС в Китае, Индии и Иране.
Бывший глава ФСБ Николай Ковалев неоднократно заявлял о том, что спецслужбы Соединенных Штатов хотели склонить экс-главу Минатома к сотрудничеству. По его словам, «голубая мечта» американцев – доказать, что Россия помогала Ирану в создании ядерного оружия.
Чтобы вызволить бывшего высокопоставленного чиновника, Генеральная прокуратура РФ возбудила против него уголовное дело и потребовала выдачи Адамова.
Тогда всем казалось, что уголовное дело в России – это не более чем уловка правоохранительных органов. А сам Адамов так стремился на родину, что даже оплатил аренду самолета.
Он заявил, что целью всех судебных разбирательств со стороны США было «не установление правосудия, а информация в его голове, где сосредоточено много чувствительных данных».
6 июня 2007 года американский суд снял с Марка Каушанского все обвинения, кроме тех, с которыми тот согласился. Каушанский признал, что не заявил надлежащим образом приблизительно о 63 тыс. долларов налога в своих личных налоговых декларациях.
За нарушение налогового законодательства США Каушанского приговорили к 15 месяцам тюремного заключения, штрафу в 20 тыс. долларов и трем годам наблюдения правоохранительными органами после освобождения. При этом прокуратура западного округа Пенсильвании заявила, что не снимала обвинений с Адамова.
Позднее адвокаты Адамова в США неоднократно подавали ходатайство в суд об отказе от обвинений в его адрес. Ведь закрытое уголовное дело в отношении Каушанского совпадало с делом Адамова по семи пунктам. Но их просьбы так и не были удовлетворены.