Пока план Саркози еще не оглашен официально, но уже успел привлечь большое внимание прессы. Свои предложения Париж озвучит после вступления в силу Лисабонского договора, который определяет принципы функционирования ЕС, а также предусматривает возможность постоянного структурированного сотрудничества стран ЕС, в том числе в военной сфере. Это произойдет в начале 2009 года, сообщает РИА «Новости».
Маловероятно, что этот военный контингент собирается против России
Согласно предложению президента Франции, в создании элитных сил обороны Евросоюза должны принять участие 6 стран: Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания и Польша.
Для этого каждому из государств придется выделить по 10 тыс. военнослужащих и принять минимальный оборонный бюджет в размере 2% ВВП. Также в проекте говорится об установлении единых правил игры для обеспечения интеграции в военной сфере и создании единого рынка вооружений.
В задачи совместных сил обороны ЕС будут входить реализация совместных проектов антитеррористической борьбы, создание совместных инфраструктурных оборонных программ, системы противоракетной обороны и разведывательных технологий.
Российские эксперты к перспективе появления в Евросоюзе таких частей пока относятся спокойно. Идея создания сил быстрого реагирования обсуждается на Западе уже не первый год, как в рамках НАТО, так и в рамках Евросоюза. Предполагается, что в задачи этих сил будет входить молниеносная реакция на возникающие угрозы. Но организовать их не так-то просто.
«Во-первых, не вполне ясно, откуда Европа ожидает угрозу. И вне зависимости от того, будет ли она исходить изнутри или снаружи, нужно учитывать, что мнение европейских стран по разным вопросам до сих пор расходится, – рассказал газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Евсеев. – К примеру, Франция придерживается проамериканской политики, а Германия пытается проводить независимый курс.
Отношение к иранскому вопросу в Европе тоже неоднозначно. Италия поддерживает отношения с Ираном, а Германия и вовсе не хотела бы вводить свои войска на чужие территории.
Вкупе это приводит к следующему: если Евросоюз создает единые вооруженные силы для того, чтобы использовать их за своими пределами, то у него могут возникнуть проблемы в определении единой линии внешней политики. А если эти подразделения нужны для порядка на территории Европы, то смысла в трате лишних денег на их создание просто нет, ведь в каждой европейской стране своя армия уже есть.
Так что если вооруженные силы ЕС и появятся на бумаге, то в реальной жизни будет иметь место использование уже существующих подразделений. Встанет вопрос и касательно их содержания и транспортировки. Уже сейчас в некоторых случаях НАТО вынуждено арендовать авиационные средства России. Что же будет с вооруженными силами ЕС?»
По словам Владимира Евсеева, маловероятно, что этот военный контингент собирается против России. «Силы НАТО и так превосходят российские вооружения. Но в данный момент нет ни одного спорного вопроса между Европой и Россией, решить который можно лишь с использованием военной силы.
Более того, Евросоюз не хочет войны с Россией, а Россия не хочет войны с Евросоюзом. Именно поэтому не похоже, что эти вооруженные силы предназначены для нас», – подчеркнул Владимир Евсеев.
Также он добавил, что не испытывает заинтересованности в создании таких частей и НАТО, поскольку те же самые воинские силы, которые состоят в нем, будут задействованы и в появлении совместных сил обороны ЕС. Таким образом, больше всего происходящее напоминает пиар-ход.
«Не исключено, что Саркози пытается набрать очки перед своими избирателями или использовать свой проект для политического давления на своих коллег, – предположил Владимир Евсеев. – Другой практической пользы от его плана я пока не вижу».
Осложняет реализацию плана Саркози и отсутствие экономических предпосылок.
Как отмечают наблюдатели, из 6 перечисленных стран только Франция и Великобритания на сегодня в состоянии нести расходы на оборону в размере 2% ВВП. Еще одной проблемой является отсутствие в ЕС единого рынка вооружений и военной техники.