Общество

15 декабря 2008, 20:30

Авиакомпании отменяют рейсы

Фото: sxc.hu

Акционеры авиакомпании S7 Airlines (бывшая «Сибирь») распродают активы, чтобы рассчитаться с долгами. На днях S7 рассталась с компанией «Глобус», созданной для чартерных перевозок. Однако проблемы второго по размеру оператора внутрироссийских перевозок вызваны не только финансовым кризисом. Компания S7, уже прославившаяся нетерпимым отношением к людям с ограниченными возможностями, продолжает пренебрегать пассажирами и, как следствие, стремительно теряет их доверие.

В Интернете идет массированная реклама авиакомпании S7: «С 11 по 26 декабря 2008 года действует распродажа билетов на полеты с 1 января по 28 марта 2009 года по России и за рубеж», – гласит объявление компании. Пассажирам обещают, что перевезут их в Санкт-Петербург или Казань за 100 рублей...

«Самолет не может лететь»

Если бы персонал многих российских авиакомпаний с участием относился к пассажирам, те спокойно переносили бы сидение в аэропорту

«Авиакомпании S7 для меня больше не существует», – говорит москвичка Лариса Орманжи, которая почти сутки ждала в аэропорту Домодедово вылета в деловую командировку в Кишинев.

Лариса, как и еще примерно 80 пассажиров рейса № 157, прибыла в аэропорт к началу регистрации, то есть к 12 часам. Самолет, обслуживающий регулярный рейс между Москвой и Кишиневом, должен был взлететь в 14.25 пятницы. Пассажиров, как водится, зарегистрировали, они прошли пограничный контроль и оказались в зоне вылета.

«После этого начались странности. Сначала нам каждые полчаса говорили, что борт вот-вот будет и мы полетим. Около шести вечера сказали, что информация о полете появится позже. Потом, когда возмущенные пассажиры пообещали выйти на летное поле, сообщили, что из-за метеоусловий рейс отложен», – говорит жительница Кишинева Наталья, летевшая домой из бизнес-поездки.

«Самолет не может лететь из-за погодных условий – сильный ветер на полосе», – объяснили газете ВЗГЛЯД представители компании S7. Где именно имеет место сильный ветер, там не пояснили. Учитывая, что в московском аэропорту все другие самолеты спокойно взлетали и садились, скорее всего, речь шла о погоде в Кишиневе.

Однако метеорологи информацию о нелетной погоде в Кишиневе не подтверждают. Более того, они заверяют, что в пятницу погодные условия в столице Молдавии отлично позволяли самолетам совершать взлеты и посадки. Скорость ветра была на допустимом уровне – 8–13 метров в секунду, а при таких условиях самолеты не могут летать, только если на взлетной полосе есть морось или гололед (12 декабря в Кишиневе на летном поле было все нормально: снега не было, а значит, не могло быть ни мороси, ни льда, говорят метеорологи). Стало быть, погода не могла помешать борту S7 вылететь из Кишинева, приземлиться в Москве, взять новых пассажиров и улететь обратно.

«Обращались с нами по-хамски»

Конечно, пассажир может подать в суд на авиакомпанию, причинившую ему неудобства. Но это не так легко

Тем временем, по словам Натальи, пассажиры рейса почти до девяти вечера не могли покинуть зону вылета. «С женщиной лет тридцати случилась истерика. Она летела на похороны отца и, видимо, не могла даже и подумать, что может на них опоздать», – рассказывает Наталия.

По ее словам, после десяти часов, проведенных в ожидании, еще около 30 пассажиров рейса 157 были готовы устроить протесты в аэропорту. S7 от крупного скандала спасло то, что наиболее разгневанные пассажиры успели купить билеты на рейс «Эйр Молдова», вылетевший в Кишинев по расписанию в 22.55. Отметим, кстати, что на борту «Эйр Молдова» было более 30 свободных мест, но представители S7 никого из ожидающих пассажиров об этом не информировали.

«Обращались с нами по-хамски», – рассказывает Лариса Орманжи. Она летела в Кишинев по делам своей компании, и ей пришлось срочно перекраивать график переговоров на субботу. «Надеюсь, это не приведет к финансовым потерям моего бизнеса, в любом случае, теперь мне придется работать в режиме нон-стоп всю поездку», – говорит Орманжи.

Объявив, что рейс откладывается до утра, пассажиров разбили на две группы и предложили отправиться в подмосковные отели: одна гостиница находилась в Подольске, вторая – рядом с аэропортом. Лариса, Наталия и еще около 10 человек заверениям компании S7 о том, что утром вылет непременно состоится, не поверили: они сдали билеты и улетели в 10 утра субботы на «Эйр Молдова». Как выяснилось, они были правы: рейс S7 на Кишинев в субботу ушел точно по расписанию – в 14.25. Правда, от заявленного в пятницу времени вылета прошли ровно стуки.

Перевозчикам это выгодно

Российские авиапассажиры бесправны перед авиакомпаниями, рассказала газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, Воздушный кодекс РФ предусматривает, что в случае задержки рейса пострадавшие могут рассчитывать на компенсацию из расчета 25 рублей за каждый час ожидания, но при этом общая сумма компенсации не может превысить 50% от стоимости билета.

С женщиной лет тридцати случилась истерика. Она летела на похороны отца и, видимо, не могла даже и подумать, что может на них опоздать

То есть в случае с задержкой рейса S7 на сутки потрепанные нервы и унижение пассажиров оценили бы в 600 рублей (для сравнения: в Европе закон обязывает авиаперевозчиков выплачивать каждому пассажиру от 250 до 600 евро за задержку рейса).

«За такими небольшими компенсациями, разумеется, никто не идет, даже если до этого в аэропорту пассажиры были готовы камня на камне не оставить от авиакомпании», – говорит Тюрина.

Более того, правила прописывают, что авиакомпания должна через два часа с момента задержки дать пассажирам питьевую воду, еще через два часа обеспечить горячим питанием, но нет ни слова о том, какие санкции будут применены к авиаторам, если они этого не сделают. Поэтому многие, желая сэкономить, не выполняют регламент, говорит Тюрина.

Конечно, пассажир может подать в суд на авиакомпанию, причинившую ему неудобства. Для этого надо найти представителя перевозчика в аэропорту и поставить отметку о задержке рейса. Но на деле это сделать крайне тяжело, потому что, как правило, в трудную минуту этих представителей найти сложно.

Кстати, добавляет Тюрина, если бы персонал многих российских авиакомпаний с участием относился к пассажирам, те спокойно переносили бы сидение в аэропорту. «Часто людей раздражает не факт задержки, а то, что их, как правило, держат в неведении и всячески игнорируют», – говорит Тюрина.

Как рассказал газете ВЗГЛЯД советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Извольский, «часто авиаперевозчики переносят время вылетов и по объективным причинами, но недобросовестность отдельных перевозчиков – одна из распространенных причин таких переносов».

И, судя по всему, в ближайшее время ситуация не изменится – перевозчикам это выгодно. По крайней мере тем, кто, как S7, не особо заботится о том, как отнесутся к происходящему пассажиры (они же потенциальные клиенты).

Между тем на днях Росавиация объявила, что собирается ужесточить правила выдачи авиакомпаниям сертификатов на осуществление перевозок. Ожидается, что это приведет к усилению конкуренции среди авиаперевозчиков, говорит Извольский.

Тем более что, эксперты прогнозируют в 2009 году снижение объема пассажиропотока на 10%. По словам Извольского, в средних и крупных городах России у авиапассажиров всегда есть возможность выбора перевозчика, поэтому клиенты будут голосовать рублем за комфорт и надежность перелета.

Некоторые факты «из жизни» компании S7 (Сибирь):

* В июле 2006 года лайнер А-310, принадлежащий авиакомпании S7, потерпел катастрофу в аэропорту Иркутска. Самолет не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в расположенный неподалеку гаражный комплекс. В результате столкновения фюзеляж аэробуса разрушился, в салоне возник пожар. Более 120 человек официально признаны погибшими. Всего на борту было 204 человека, включая экипаж и трех пассажиров, попавших в салон без регистрации.

* 29 декабря 2006 года авиакомпания «Сибирь» задержала рейс S7 9907 в Римини более чем на 36 часов. Это стало своего рода антирекордом для российских авиаперевозчиков.

* В январе 2007 года S7 оказалась среди четырех российских авиакомпаний, которые получили предупреждение Росавиации за задержку чартерных рейсов в период новогодних и рождественских праздников. Тогда представитель Росавиации сообщил, что одной из основных причин задержек чартеров является неисправное техническое состояние самолетов.

* В июне 2007 года стюардесса S7 не пустила на борт пассажирку Наталью Присецкую, летевшую из аэропорта Домодедово во Владикавказ. Присецкая была прикована к инвалидной коляске, однако сотрудница S7 отказалась брать ее на борт без сопровождающего. В октябре Присецкая отсудила 50 тыс. рублей компенсации, на авиакомпанию был также наложен штраф в размере 25 тыс. рублей за несоблюдение прав потребителей. S7 объявила о намерении обжаловать решение суда.

*В октябре еще два инвалида заявили о своих претензиях к S7. У жительницы Хабаровска Татьяны Седых в самолете отобрали костыль и трость, без которых она лишена возможности передвигаться, а жительницу Улан-Уде Александру Дугарову, как и Наталью Присецкую, не пустили на борт самолет без сопровождающего.

Текст: Анатолий Круглов

Вам может быть интересно

В разведке США предположили скорый прорыв ВС России в районе Харькова
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

В МИД допустили связь высказываний Макрона с днями недели

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

В Екатеринбурге решили снести бывший дом Ельцина

Новости

Блиновская решила заявить о банкротстве

Обвиняемая в неуплате более 900 млн рублей налогов блогер Елена Блиновская решила попросить Арбитражный суд Москвы признать ее банкротом, следует из данных Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Путин провел рабочую встречу с губернатором Тульской области Дюминым

Президент России Владимир Путин назвал впечатляющим рост промышленности Тульской области, а также похвалил регион за активное развитие строительного сектора и успехи в других сферах. Об этом он заявил на встрече с тульским губернатором Алексеем Дюминым.

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Грузовик в Киргизии врезался в группу детей

В киргизском поселке грузовой автомобиль без водителя сбил 29 детей на празднике, трое из них находятся в тяжелом состоянии, сообщили в пресс-службе министерства здравоохранения страны.

Звание генерал-лейтенанта присвоено заместителю командующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

В Германии решили сэкономить на выплатах украинским беженцам

Министр внутренних дел Баварии Йоахим Херрманн предложил изменить механизм выплаты пособий беженцам с Украины, что позволило бы Германии экономить 840 млн евро в год.

Китай обвинил США в расширении военной мощи в космосе

Китай решительно отверг обвинения США в разработке противоспутникового оружия, назвав их ложными и провокационными. Пекин указал, что США сами являются большой угрозой космической безопасности, заявили в МИД КНР, комментируя заявления Пентагона.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?