Научно-экспедиционное судно (НЭС) «Академик Федоров», которое называют флагманом российского полярного флота, в среду в рамках 54-й по счету Российской антарктической экспедиции (РАЭ) вышло из порта Петербурга и взяло курс на южные моря.
Новый флагман полярного флота с течением времени заменит действующее судно. Правда, не сразу
Перед 54-й РАЭ, как всегда, стоит огромное количество задач в рамках федеральной целевой программы «Мировой океан», программы Международного полярного года и др. В этих исследованиях принимают участие специалисты 27 научно-исследовательских и научно-производственных институтов, представляющих Росгидромет, Роснедра, Рособразование, Росатом, Роскартографию, Росавиацию, Роскомрыболовство, Минобороны, РАН.
В среду из Петербурга в Антарктиду отправились 70 членов экипажа корабля и 110 участников антарктической экспедиции. Еще несколько десятков ученых отправятся в южно-африканский порт Кейптаун по воздуху на рейсовом самолете, а уже там пересядут на борт «Академика Федорова», сообщили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе Арктического и Антарктического НИИ (Санкт-Петербург), организующего экспедицию.
В декабре «Академик Федоров» выйдет из Кейптауна и отправится по маршруту: Молодежная – Прогресс – Дружная-4 – Мирный – Ленинградская – Мирный – Прогресс – Кейптаун. Это путешествие закончится в феврале. В том же месяце корабль выйдет в новый рейс по маршруту: Кейптаун – Новолазаревская – Прогресс – Дружная-4 – Мирный – Молодежная – Новолазаревская – Кейптаун.
Продолжительность нынешнего, далеко уже не первого за арктическую и антарктическую «карьеру» судна «Академик Федоров» рейса составит чуть менее 200 суток. В Петербург корабль должен вернуться 14 мая 2009 года.
Полярникам в Антарктиде предстоит большой фронт научных работ. Это будут многочисленные натурные эксперименты, отвечающие на фундаментальные и прикладные вопросы науки, они будут изучать процессы в космическом околоземном пространстве, атмосфере Земли, ледяном покрове континента, в водах Южного океана и др.
Известно, что на антарктических озерах в районе станции Новолазаревская российские ученые из институтов микробиологии, палеонтологии, геохимии и аналитической химии совместно с американскими коллегами будут отрабатывать методики поиска внеземных живых организмов в будущих космических экспедициях на полярные шапки Марса и спутника Юпитера – планету Европа.
На станции Восток специалисты будут извлекать из ледяной скважины аварийный буровой снаряд, оборвавшийся год назад на глубине больше 3,5 километров.
Участники экспедиции продолжат комплексные исследования тихоокеанского сектора Антарктиды, которые не велись около двадцати лет и были возобновлены только в прошлом году.
Также полярники планируют ликвидировать последствия пожара на станции Прогресс, случившегося месяц назад. Сгоревшее помещение уже этой зимой (кстати, в Антарктиде в декабре – феврале, наоборот, будет лето. – Прим.) заменят новым жилым зданием. А сама станция, возможно, станет главным транспортным узлом Российской антарктической экспедиции.
Кстати, в среду появилась информация о судьбе «Академика Федорова» в недалеком будущем. Как рассказал перед отправкой судна в очередное плавание начальник РАЭ Валерий Лукин, к 2011 году, то есть уже через два года, планируется построить новое полярное научно-экспедиционное судно. Правительство России уже выделило на эти цели 6 млрд рублей. Новый флагман полярного флота с течением времени заменит действующее судно. Правда, не сразу.
«Какое-то время, вероятно, они будут эксплуатироваться одновременно», – заметил Лукин.
Следующее НЭС будет несколько меньше «Академика Федорова», но по своим техническим характеристикам и ходовым качествам уступать ему не должно.
Пока же действующий флагман полярного флота справляется со сложнейшими задачами, возложенными на него.
Напомним, что в течение последних нескольких месяцев «Академик Федоров» успел поработать на другом конце света, если сравнивать с Антарктидой, – в Арктике. Только 4 октября корабль вернулся из северных морей в Петербург, завершив основную часть морской экспедиции по программе «Арктика-2008».
Именно с помощью этого судна удалось выполнить работы по поиску подходящей льдины, на которой сейчас дрейфует российская научно-исследовательская станция СП-36 – «Северный полюс-36».
А из предыдущего рейса в Антарктиду «Академик Федоров» вернулся только в июне этого года.