Грядущий високосный год станет поворотным для многих, убежден начальник ГИБДД Московской области Сергей Сергеев. В первую очередь это произойдет благодаря вступившим в действие поправкам в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Ежегодно количество пьяных за рулем снижается на 17–18%. Так что 2008 год не станет в этом исключением
Кроме того, с 1 июля инспекторы получат право штрафовать за нарушения водителей, отмеченных специальной системой видеонаблюдения.
В Московском регионе на ее создание уже выделено около 400 млн рублей, хотя постепенная модернизация технической базы ГИБДД началась еще в прошлом году. В 2007 году инспекторы получили сотни единиц компьютерной и измерительной техники.
В частности, в распоряжение инспекторов поступили 33 комплекса видеофиксации нарушений «Поиск». Эти приборы дополнительно оснащены функцией автоматического распознавания государственных регистрационных знаков с одновременной проверкой по розыскным базам.
«Система видеонаблюдения – полезнейшая вещь, – утверждает начальник ГИБДД Московской области Сергей Сергеев. – Она уже апробирована во многих странах мира и теперь приходит к нам. Во-первых, она позволяет фиксировать все нарушения, происходящие на трассе. Во-вторых, позволяет следить не только за водителями, но и за сотрудниками ГИБДД. В-третьих, поможет в разрешении спорных вопросов, когда оштрафованные водители утверждают, что подверглись несправедливому наказанию».
В том, что спорных ситуаций в 2008 году будет больше, в управлении ГИБДД практически не сомневаются. Изменения, внесенные в административный кодекс, не только увеличили штрафы, но и объявили вне закона то, что раньше разрешалось. К примеру, за непристегнутый ремень водителям теперь придется заплатить 500 руб., а за разговор по сотовому телефону без гарнитуры – 300.
«Конечно, проводить прямую взаимосвязь между разговором по сотовому телефону во время управления и количеством ДТП мы не можем, – говорит Сергей Сергеев. – И такой статистики в России нет. Но авторы вышедшего недавно в Стокгольме сборника статистических данных утверждают, что с использованием сотового телефона связано 12–15% всех ДТП. Лично я считаю, что мобильный действительно отвлекает водителя. Так же, впрочем, как и рекламные билборды».
Из других новшеств Административного кодекса стоит отметить то, что за проезд на запрещающий сигнал светофора теперь будут штрафовать на 700 рублей. Превышение скорости на 20–40 км/ч будет стоить 300 рублей, на 40–60 км/ч – 1000–1500 рублей, более чем на 60 км/ч – от 2000 до 2500 рублей или же водитель будет лишен прав на 4–6 месяцев.
За управление автомобилем без прав оштрафуют на 2500 рублей. А за вождение транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения можно лишиться прав на 1,5–2 года. Если же нарушитель будет повторно пойман в нетрезвом виде за рулем, водительское удостоверение у него отберут на три года.
Водителя, который откажется от прохождения медицинского освидетельствования, лишат прав на 1,5–2 года. Появился также список нарушений, которые караются не рублем, а арестом. Например, человек, находящийся за рулем в пьяном виде и без водительского удостоверения, попадет в камеру на 15 суток. То же ожидает и тех, кто самовольно покинет место ДТП.
В московском регионе для нерадивых водителей открыто четыре спецприемника. Суды уже успели рассмотреть 247 административных материалов об аресте. Положительные решения были вынесены по 78 из них. В данный момент в специальных приемниках находятся 29 человек.
«Я считаю, что санкции судов объективны, – говорит Сергей Сергеев. – Очень редко водители попадают в заключение на срок, превышающий 3–5 дней. А для большинства граждан этого вполне достаточно, чтобы не захотеть попадать в спецприемник вновь. Мы убеждены, что последствием введения административных арестов станет тенденция к сокращению нарушений. Ежегодно количество пьяных за рулем снижается на 17–18%. Так что 2008 год не станет в этом исключением».
Пока статистика подтверждает слова начальника ГИБДД Московской области. За первые 15 дней этого года число ДТП снизилось на 38%, число погибших – на 68%. Такая же тенденция наблюдалась в статистике детских травм на дорогах после того, как использование детских кресел в автомобилях сделали обязательным: за последний год она снизилась на 14,5%, составив 1195 случаев.
Впрочем, одних только административных санкций недостаточно. В управлении ГИБДД невольно цитируют классика, жалуясь не только на нерадивых водителей, но и на плохие дороги.
«Сегодня все меры, которые предпринимает ГИБДД, должны быть подкреплены работой Федерального дорожного агентства. Сейчас федеральные трассы находятся в очень плохом состоянии. Только в Московской области на них происходит примерно половина всех ДТП, хотя они составляют лишь 5% Московской дорожной сети, – заявил начальник ГИБДД Московской области Сергей Сергеев. – Каждую осень и весну мы сталкиваемся с проблемой разметки, зачастую трассы просто не справляются с потоком машин.
По объему автомобилей Московская область приближается к европейским показателям. Только за прошлый год в Московской области было поставлено на учет 200 тыс. новых автомобилей. По статистике на каждую тысячу человек, проживающих в области, приходится 330 автомобилей.
Единственное, что можем сделать мы, – это выставлять дополнительные наряды для регулирования. Всех очень сильно выручила бы автоматическая система управления. Компьютерных мощностей областной ГИБДД и возможностей видеонаблюдения вполне хватило бы на то, чтобы с ней работать. Но на это нужны дополнительные деньги», – заключил эксперт.
Стоит отметить, что на модернизацию технической базы ГИБДД Московского региона уже потрачено немало. В прошлом году автопарк областных инспекторов обновился на 324 автомобиля. Помимо всего прочего было приобретено 24 автомобиля Ford Focus, 100 десятых и 93 четырнадцатых моделей «жигулей», 6 автомашин Mercedes-Benz, 64 «газели» и 35 микроавтобусов VW.