Тем, кто по сей день несчастлив, есть повод вздохнуть об ушедших школьных годах. В экономической гимназии Гейдельберга появился новый предмет – «Счастье». На него записалось уже 60 человек. В ближайшие два года по два часа в неделю они будут учиться быть счастливыми.
Например, повар приходит к нам для того, чтобы показать, что счастью способствует здоровая пища
Эрнст Фриц-Шуберт, директор гимназии, а также разработчик необычной программы, подчеркивает, что в данном случае речь идет не о способности мозга выделять эндорфины. «Счастье не измерить, - признает он, - Но мы пытаемся показать нашим ученикам пути к счастью. Например, повар приходит к нам для того, чтобы показать, что счастью способствует здоровая пища. Для других школьников, путь к счастью – актерская игра. Кто ходит королем, счастливей того, кто горбатится…»
Говоря о необходимости этого предмета, Эрнст Фриц-Шуберт напоминает о базовых задачах средней школы, которая не только дает знания, но и способствует формированию характера. Он признает, что довольства собой добиться довольно трудно, однако можно научиться уверенности в своих силах и повысить уровень самосознания. А отсюда, по заверению педагога, рукой подать и до счастья. Хотя бы небольшого.
В программе курса указаны темы: «Душа», «Тело», «Общество», «Готовность к успехам» и «Позитивное мышление». Например, во вводной части ученикам рассказывают о разнице между субъективными представлениями и идеалом, а также о душевном благополучии.
Уже на первых уроках учителя определяют, кого считать счастливым человеком и в какой степени, а ученики пишут рефераты на тему: «Смех», «Сон» и «Почему мне нравится есть мороженое». «Мы не только говорим, как молодые люди могут повысить свою сознательность и уверенность в себе. Мы показываем им это», - говорит разработчик курса.
Под руководством актеров ученики проигрывают сцены из жизни. Для бесед приглашаются психотерапевты. Эрнст Фриц-Шуберт не считает свой предмет пустой болтовней. Хотя бы потому, что на этих уроках ставят настоящие оценки, а педагоги обязаны документировать успехи и поражения своих воспитанников. Кстати, за неуды по «Счастью» можно остаться и на второй год.
Новый предмет разработан при содействии педагогического института Гейдельберга, а также бывшего футбольного тренера Бернарда Петерса. Преподаватели участвуют в эксперименте на общественных началах – у гимназии нет средств на финансирование этого проекта.
Хартмут Венцель, профессор школьной педагогики из университета Халле-Виттенберг, комментируя начинание, признает, что современная школа, порой, слишком узко понимает свои задачи, преподнося лишь сумму знаний. Однако, по его словам, умению быть счастливым, должны обучать на всех уроках, не выделяя это в отдельный предмет.
Независимый эксперт дал понять, что если программа в школе интересно организована, то столь экзотические предметы ей не нужны.
В земельном министерстве образования «Счастью» нашли менее сенсационный эвфемизм. Начинание гимназии Гейдельберга там называют «Жизненная компетенция». Нововведение стало в Германии национальной новостью: учебное заведение осаждают репортеры, а телефон директора не умолкает ни на минуту. Правда, рассказ об этом, как правило, размещают в рубрике «Курьезы».
Между тем, по статистике, немцы из года в год становятся все несчастней. Двадцать лет назад коллективное счастье жителей ФРГ оценивалось в 7,4 балла (по десятибалльной шкале). По последним данным, которые приводит германский институт экономических исследований, среднестатистическое немецкое счастье снизилось до 6,79 балла.
Кстати, образование вообще считается одним из главных факторов счастья, вместе со здоровьем и благополучием. На это указывают результаты исследования британских ученых, которые суммировали более ста опросов с участием около 80 тысяч человек. В Европе согласно этим данным лучше всего живется датчанам. 97% опрошенных в этой стране считают себя счастливыми.
«Говорят, что капитализм приносит людям несчастье, - комментирует руководитель исследования Эдриан Уайт, - Но если спросить людей, то выясняется, что счастливы те из них, кто живет в странах хорошей системой здравоохранения, высоким уровнем доходов и открытым доступом к образованию».