Даже если в определении Верховного суда говорится о недопустимости чего-либо, это вполне допустимо до принятия соответствующего решения.
Суд отменил решение РЭК, которое оспаривал истец, но не принял решение об отмене ограничений
В 2005 году юрист Николай Горбаль подал иск к Региональной энергетической комиссии (РЭК) и Московскому метрополитену. Истца не устраивала политика ограничения срока действия проездных билетов на столичном метрополитене, а именно то, что неиспользованные до конца определенного срока поездки сгорают. Юрист сравнил эту ситуацию с необходимостью потратить всю зарплату за месяц, иначе деньги превратятся в обычную бумагу.
Горбаль обратился с иском в Московский городской суд, но там ему в иске отказали. Тогда юрист обратился с аналогичным иском в Верховный суд, и после почти годового ожидания решение по делу № 5-Г07-5 было принято – это произошло 14 марта в 13 часов.
Решение суда оказалось неоднозначным: во-первых, было отменено решение судей Мосгорсуда, во-вторых, само дело было прекращено – постановление РЭК к моменту вынесения решения было отменено и тарифы теперь устанавливает не РЭК, а законодательные акты Москвы. В-третьих, в своем определении судьи Верховного суда отметили недопустимость ограничения срока действия проездных билетов.
Николай Горбаль был очень доволен этой оговоркой и поспешил сделать заявление в СМИ. Однако радоваться ему пришлось меньше суток – в пресс-службе столичного метрополитена ситуацию видят совсем иначе.
«Никаких изменений в сроках ограничений проездных билетов не будет», – заявила руководитель пресс-службы Московского метрополитена Светлана Царева. «Для изменений нет оснований, так как нет соответствующего решения суда. Суд отменил решение РЭК, которое оспаривал истец, но не принял решение об отмене ограничений», – подчеркнула Царева.
Она добавила, что, покупая билет, гражданин автоматически заключает с метрополитеном договор и соглашается с условиями проезда. Существуют и альтернативные варианты оплаты проезда – годичный проездной или оплата с помощью банковской карты, напомнила руководитель пресс-службы столичного метрополитена.
Ее официально поддержал и начальник управления отдела по связи со средствами массовой информации Верховного суда Павел Одинцов. Он заявил, что Верховный суд не рассматривал вопрос о сроках действия проездных билетов на Московском метрополитене, а только остановил производство по делу, что никак не влияет на ситуацию со сроками действия проездных билетов на столичном метро.
Получается, что оговорка в определении Верховного суда юридической силы не имеет. Более того, решение РЭК, которое оспаривал Горбаль, незаконным Верховный суд не признал. Между тем некоторые основания для того, чтобы признать его таковым, есть, и основания эти находятся в Гражданском кодексе.
В статьях 408 и 310 ГК РФ говорится о том, что после оплаты должник не может отказаться от исполнения договора (покупки билета на проезд), и эта ситуация прекращается только после исполнения договора. Выходит, что при покупке билета гражданин оплачивает предоставляемые ему услуги целиком, а другая сторона выдвигает условия, при которых она имеет возможность при истечении установленного ей срока не предоставить услугу в полной мере. Законодательство, подписанное столичным мэром, конфликтует с законодательством федеральным, однако судей это обстоятельство не смущает.
Разнообразные ограничения при оплате проезда в метрополитене существуют во многих странах мира. Например, в Берлине стоимость проезда зависит от количества времени, которое длилась поездка, в Лондоне – от расстояния, которое проехал пассажир (схема стоимости аналогична схеме стоимости проезда на подмосковных электричках).
В Нью-Йорке также есть билеты с ограниченным сроком действия, но зато они не ограничивают число поездок пассажира. Заодно в нью-йоркской подземке можно купить билет на несколько поездок с неограниченным сроком действия – первый раз можно проехать в 2007 году, а второй – хоть в 2010-м. Похожие схемы оплаты проезда существуют и в Париже, Стокгольме, Чикаго.
Более того, единственный российский метрополитен, в котором действуют подобные ограничения, – это московский. Метро в других городах России до сих пор оплачивается жетонами, а на жетон срок действия не установишь.