Представители ГИБДД одобряют идею неотвратимости наказания, но размер предполагаемого штрафа их не устраивает.
Штраф, невзирая на лица
Нельзя перетаскивать европейский опыт по частям – ведь там все по-другому, включая систему правосудия, поэтому отдельно взятый опыт вряд ли может помочь
О необходимости повсеместного ввода систем видео- и фотофиксации на российских дорогах представители ГИБДД говорили давно – еще в 2004 году на нескольких участках Мурманского шоссе в Санкт-Петербурге и Лефортовского тоннеля в Москве появились приборы, разработанные российскими производителями НПП «Симикон» и французской фирмой STELAU.
Приборы опирались на базу французских радаров, автоматически фиксирующих нарушителей ПДД, но были на порядок «умнее» – к примеру, основной упор французский прибор делал на нарушителей скоростного режима, тогда как продукт совместной разработки учитывал и такие нарушения, как, например, перестроение автомобилей в тоннеле из одной полосы в другую.
Если законопроект будет одобрен Госдумой, то устройства для видеофиксации нарушений станут гарантом неотвратимости наказания – в случаях, когда нарушителя будет невозможно вычислить, штраф заплатит владелец автомобиля. Разработчики законодательства указывают, что ряд европейских стран уже принял такие меры – к примеру во Франции или Польше – и кривая статистики нарушений пошла вниз. Размер штрафа в существующей редакции установлен в 1 МРОТ, но до окончательного принятия документа сумма может измениться.
Начальник дорожной инспекции ГИБДД Сергей Соболев рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что отрасль видеофиксации нарушений необходимо срочно развивать, так как пока она находится в зачаточном состоянии.
«И кроме того, что это за размер штрафа – 1 МРОТ? Если водитель не заплатил, штраф с него нужно будет взыскивать с помощью судебных исполнителей, и это будет чуть ли не убыточным предприятием. Вот в Финляндии, например, скорость превысил – 300 евро. Этого штрафа нарушители будут бояться. И самое главное – чтобы было все равно, кто за рулем – министр, сотрудник внутренних органов, депутат: если ты нарушил – плати», – подчеркнул Соболев.
Запчасти европейского опыта
Размер штрафа в существующей редакции установлен в 1 МРОТ |
Между тем у поборников прав автомобилистов эта часть законопроекта вызывает сомнения. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД назвал эту инициативу разработчиков законопроекта «презумпцией виновности», хотя и высказался за систему неотвратимости наказания.
«Идея хорошая, весь вопрос – как именно ее осуществлять», – подчеркнул Травин. «Мы, налогоплательщики, оплачиваем работу внутренних органов – почему бы, например, не уполномочить участкового, чтобы он зашел к владельцу автомобиля и выяснил: он был за рулем или кто-то еще, если он – вручить ему повестку или квитанцию об оплате штрафа. Почему нужно сразу наказывать?» – недоумевает Травин.
Правозащитник выразил опасения, что такие инициативы исходят из желания наказать «кого-нибудь» и тем самым повысить показатели и оправдать масштабное финансирование, которое простирается до 2012 года. «Нельзя перетаскивать европейский опыт по частям – ведь там все по-другому, включая систему правосудия, поэтому отдельно взятый опыт вряд ли может помочь», – отметил Травин.
А опыт действительно впечатляет. Например, во Франции внедрение повсеместной системы видеофиксации обошлось государству в 350 млн евро. Правда, за два года использования системы она принесла прибыль в 2 млрд евро. Впрочем, во Франции полицейский может оставить квитанцию о штрафе под «дворником» автомобиля и быть уверенным, что водитель ее обязательно оплатит.
Пожалуй, рекордсменом по жесткости системы наказаний за нарушение ПДД в ЕС может считаться Бельгия. С 1 октября 2005 года в стране была введена новая шкала штрафов и в целом размеры штрафов были уменьшены, но полицейские ввели большое количество новых ограничений, за которые автомобилисты будут вынуждены платить. К примеру, проезд на красный свет стал караться штрафом в 150 евро, на желтый – в 100 евро, несоблюдение приоритета на перекрестке – 100 евро, езда в темное время суток с выключенными фарами или габаритными огнями – 150 евро.
Интересно, что за незапертую машину или неплотно прикрытое в припаркованной машине стекло водители тоже платят по 50 евро – халатность водителя может привести к похищению автомобиля, рассудили законодатели, а полиции нужно компенсировать средства, потраченные на поиски и задержание вора.