Отмена налоговых льгот для образования и науки, существовавших с момента создания Московского университета и Российской академии наук – более 250 лет. Закон «Об автономных учреждениях», направленный на дальнейшую коммерциализацию и приватизацию образовательных учреждений. Насильственный переход на систему «бакалавр-магистр», ликвидация малокомплектных, то есть, в первую очередь, сельских школ…
Тесты меняют главные ориентиры учебы и вместо развития личности ребенка, заставляют заниматься натаскиванием его на зубрежку и угадайку
Список мероприятий, снижающих доступность и качество образования можно продолжать долго. Но особое место в нем занимает ЕГЭ, выбивающий краеугольный камень из-под российской образовательной системы – воспитание критической, творческой личности и закладывающий бомбу под самое важное – тягу детей к знаниям.
Можно долго рассуждать о том, что выпускные экзамены заменили на «игру-угадайку». Проблема еще и в том, что для среднего ученика-зубрилы тест – это шанс получить высокий балл, поступить в вуз. Но если выпускник думает, рассуждает, умеет логически мыслить – у него явно возникнут непреодолимые проблемы.
Говорят, ЕГЭ дал возможность детям из регионов поступать в престижнейшие вузы столицы. Возможно. Но уравнять всех в правах на получение качественного образования все равно не получится. Хотя бы потому, что одного учил один педагог, а другого – другой. А теперь выходит: у тебя мог быть первоклассный учитель, но он не привил тебе навык работы с тестами. А другой им отдавал все время. Плюс репетиторы помогли. Да еще региональные власти поспособствовали. Вот и гарантированное поступление.
То, что на результаты ЕГЭ нельзя воздействовать, – иллюзия. Еще как можно. Интернет пестрит объявлениями о продаже тестов, проверенных в самом Министерстве науки и образования. В Федеральной службе по надзору в этой сфере утверждают, что невозможно заранее получить экзаменационные задания и ответы на них. Дескать, варианты готовит компьютерная программа. Бланки заданий доставляются в пункты проведения экзаменов в специальных запечатанных пакетах и вскрываются в присутствии учеников. Да, задания по вариантам компонует компьютер, он же определяет, в какой регион какие варианты пойдут, но работают-то с техникой живые люди. Поэтому существует масса вариантов, как обойти беспристрастную машину. Но это тема для отдельного разговора.
Сегодня же нас волнует, каким должно быть школьное образование в России? Кому выгодна уравниловка, «подстригание» духовно переросших своих сверстников ребят?
Наш ЕГЭ встроен в американскую систему образования, но и в США, школа которых занимается формированием человека «потребительского», существует массовое движение против тестов, поскольку они меняют главные ориентиры учебы и вместо развития личности ребенка, заставляют заниматься натаскиванием его на зубрежку и угадайку.
Российская школа должна просветить каждого человека словно рентгеном. Увидеть его достоинства. Понять ценность каждой личности, задействовать такие механизмы, чтобы растущий человек смог найти себя, максимально использовать свои способности, самореализоваться, стать полезным обществу.
ЕГЭ тут не помощник. Мы хотим облегчить жизнь абитуриента, избавиться от коррупции, дать шанс провинциалам? Что ж, при нашей демографии вполне можно пойти на то, чтобы вообще отменить выпускные экзамены в школе, а вступительные в вузы заменить собеседованием.
Автор - зампред комитета Госдумы по образованию и науке, доктор наук, профессор