Два самолета не смогли преодолеть расстояние между гавайской авиабазой Хикам (Hikam AFB) и пунктом назначения: из-за сбоя в бортовом ПО пилоты вынуждены были приземлиться на о. Уэйк.
Как сообщает AFP, на территории Японии дюжина F-22A, предположительно, пробудет от трех до четырех месяцев и за это время примут участие в военных учениях, в том числе – совместных с ВВС Сил самообороны Японии (Koku Jetai). Вместе с истребителями на авиабазу прибыли 260 военнослужащих ВВС США, в том числе 20 пилотов.
Экзамен на три с плюсом
Конечно, софт рано или поздно доведут до ума, однако данный случай показывает невысокий пока уровень боеготовности
Большинство наблюдателей отмечают некоторые, мягко говоря, «шероховатости» в организации первого зарубежного вояжа боевого подразделения «Хищников». Сначала перелет всепогодных по идее самолетов был отложен из-за плохой погоды. Затем случился сбой ПО, кстати – далеко не первый.
Вообще, как считают сами американцы, низкая надежность бортового программного обеспечения – ахиллесова пята самого дорогого в мире истребителя.
Если на самолетах поколений 4/4+ неполадки компьютера не всегда приводят к срыву выполнения боевого задания, то для «Раптора» в 80% случаев такие сбои превращают самолет в бесполезную боевую единицу.
Конечно, софт рано или поздно доведут до ума, однако данный случай показывает невысокий пока уровень боеготовности боевых частей, вооруженных F-22A (пока это всего лишь 27-ая ИАЭ).
Следует отметить, что во время крупных учений и военных конфликтов переброска на другой ТВД гораздо более крупных подразделений (до авиакрыла включительно) таких проблем не вызывала. И хотя свой первый, относительно серьезный экзамен «Рапторы» сдали на троечку с плюсом, закупки таких самолетов будут продолжены.
По крайней мере в 2007 году на программу F-22A в бюджете Пентагона заложено 1,4 млрд. долл. – это даже больше, чем запрашивали ВВС.
Причем расходы увеличены при одновременном урезании финансирования ряда других программ. Пока к закупке запланировано 183 «Хищника» с возможностью расширения контракта до 210 машин по цене 135 млн. долл. за истребитель, однако, эти планы могут быть скорректированы по мере прогресса программы легкого истребителя – бомбардировщика 5-го поколения F-35 Lightning II.
«Хорош, но не по карману»
Имевшая место в прошлом мсяце переброска в Южную Корею 20 самолетов «невидимок» F-117A как же с событиями в регионе «никак не связанна» |
Несмотря на пристальный интерес прессы к нынешнему маневру силами, высшее командование ВВС США пытается представить заграничный вояж суперсовременных машин как «рутинную операцию». Командующий 13-й воздушной армией генерал-лейтенант Лойд Аттербэк заявил на днях, что временную переброску самолетов в Японию не надо увязывать с какими-либо событиями в регионе.
Надо думать, что имевшая место в прошлом мсяце переброска в Южную Корею 20 самолетов «невидимок» F-117A как же с событиями в регионе «никак не связанна». Тем не менее, аналитики полагают, что переброска F-22А на Окинаву и демонстрация их возможностей призваны стать своеобразным сдерживающим фактором для Китая и КНДР.
От внимания специалистов не ускользнул тот факт, что эскадрилья «Черный сокол» появилась на тихоокеанском театре всего через несколько недель после того, как Китай официально принял на вооружение новейший истребитель J-10 созданный собственными силами при участии специалистов России и Израиля.
Хотя в технологическом отношении «Раптор» и превосходит J-10, последний считается одним из лучших в мире истребителей в своем классе. Нельзя не отметить и еще один немаловажный аспект этого «операционного тура» 27-ой ИАЭ – его, отчасти, рекламный характер.
Действительно, при колоссальных затратах на программу, которые по некоторым оценкам составили 61 млрд. долл. строительством серии из максимум 200 машин (при первоначальных планах в 750 самолетов) «отбить» вложенные средства не удастся. По этому, естественно, Вашингтон старается заинтересовать новинкой своих ближайших союзников, среди которых Япония занимает не последнее место.
Действительно, Koku Jetai остро нуждаются в замене неприлично древних американских F-4EJ Phantom II чем-то более современным, да и парк основных японских истребителей F-15EJ (производятся по американской лицензии) неплохо было бы «освежить». Однако надеждам на то, что Токио закупит F-22A ничтожно малы.
По сообщению «Асахи симбун» министр обороны страны Фумио Кюма заявил на днях: «F-22 хорош, но безумно дорог. И к тому же американцы вряд ли продадут нам на него лицензию». Примерено те же доводы приводят и израильтяне, добавляя при этом, что для столь дорогой машины на Ближнем Востоке. Разве что это будут те же «Рапторы» осторожный интерес к покупке которых, по некоторым сведениям проявила Саудовская Аравия. Но скорее всего, F-22A так и окажется самым дорогим в мире тактическим истребителем, не имевшим успеха нигде за пределами своей страны.