Кроме того, для обеспечения своей безопасности Россия готова при необходимости возобновить производство и поставить на вооружение ракеты средней и малой дальности, сообщил журналистам Соловцов.
Напомним, что несколькими днями ранее с аналогичными высказываниями выступил начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Юрий Балуевский.
В качестве одной из мер компенсации угрозы со стороны усиливающейся ПРО НАТО глава РВСН указал возможность оснащения новейших МБР «Тополь-М» разделяющимися боевыми частями. «Я вам официально заявляю, что в ближайшее время, может быть, даже в этом зале, вы официально узнаете о решении этой задачи», – заявил Н. Соловцов.
С ракетой – на выход!
Военное значение размещаемые в Польше и Чехии ракеты-перехватчики GBI будут иметь только в случае ракетного удара со стороны Ирана или КНДР
Вопрос о выходе из Договора по РСМД поднимается периодически на протяжении едва ли не десяти лет в моменты обострения отношений США с Россией. И до сих пор он оставался лишь в контексте политической риторики. Как кажется, останется и на сей раз.
Напомним, о каких договоренностях идет речь. В марте 1987 г. Советский Союз пошел на то, чтобы отделить достижение договоренности о ракетах средней дальности в Европе от вопроса о соблюдении Договора по ПРО.
Результатом этого решения стало достаточно быстрое достижение окончательной договоренности о полной ликвидации ракет средней дальности. При этом в ходе переговоров сфера действия Договора была расширена, и СССР и США договорились о полной ликвидации ракет, дальность которых лежала в пределах от 500 до 5500 км.
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор РСМД) был подписан 8 декабря 1987 г. и вступил в силу 1 июня 1988 г. В соответствии с Договором Советский Союз ликвидировал все ракетные комплексы «Пионер» (SS-20), а также ракеты Р-12 (SS-4) и Р-14 (SS-5) и оперативно-тактические ракеты, дальность которых превышала 400 км. При этом в обмен на западные кредиты тогдашние советские лидеры многие важные для обороны страны позиции попросту «сливали» и шли на ненужные уступки.
Достаточно привести пример с ультрасовременной ракетой малой дальности «Ока», которая совершенно без всякой нужды была включена в Договор РСМД и в результате уничтожена. В результате единственный современный ракетный комплекс малой дальности «Искандер» с дальностью всего 380 км относится к армейскому вооружению и некоторую угрозу позициям американской ПРО в Польше может представлять только при условии увеличения дальности до 500 км (что вполне реально) и при размещении на территории Калининградской области.
Беда в том, что в ВС РФ на сегодняшний день имеется лишь один полк таких ракет (8 мобильных пусковых установок на две ракеты каждая), так что это не выход. Но в этом комплексе заложен ряд решений, применимых в перспективных комплексах средней и малой дальности.
Во-первых, ракета сконструирована с учетом требований снижения радиолокационной заметности – ее трудно обнаружить и, соответственно, принять контрмеры. Во-вторых, носитель способен маневрировать на всей траектории, даже на среднем участке, а в конце падает почти вертикально и спиралеобразно со случайной амплитудой и высокими перегрузками.
Мало кто из военных экспертов осмеливается утверждать, что ракета, обладающая подобными ТТХ, может быть перехвачена и сбита. Подобные технологии преодоления ПРО, вероятно, имел в виду Соловцов, заявивший сегодня: «Восстановить производство ракет средней и малой дальности несложно, поскольку все технологии до сих пор сохранены. При необходимости это может произойти в кратчайшие сроки.
Естественно, в данном случае производство этих ракет будет осуществляться в соответствии с новыми технологиями».
Впрочем, «ближайшее время» – это как минимум 10–15 лет по выходе из Договора и довольно крупные вложения. Не будем забывать, что мобильный ракетный комплекс – штука очень дорогая, и даже «Искандеров» в ближайшие 10 лет МО закупит не более 60.
Поэтому разговоры об одностороннем выходе России из Договора РСМД не стоит рассматривать как решение сегодняшнего дня – нам не с чем из него выходить. США с их несравненно более высоким военным бюджетом опередят Россию в воссоздании ракет такого класса. Но, к счастью, время в данном случае терпит.
Олимпийское спокойствие военных
Командующий Ракетными войсками стратегического назначения России генерал-полковник Николай Соловцов (фото: ИТАР-ТАСС) |
Конечно, с политической точки зрения приближение стратегических объектов НАТО (читай – США) к нашим границам есть безусловное зло. Между тем, слова главнокомандующего ВВС России генерала армии Владимир Михайлова о том, что Россия «очень спокойно» смотрит на развертывание США систем противоракетной обороны в странах Восточной Европы, – отнюдь не успокаивающая мантра. «Не вижу никаких устрашающих для нас моментов», – заявил он 15 февраля.
«Если у них есть деньги, пусть тратят», – предложил генерал, который председательствовал здесь на очередном заседании Координационного комитета ПВО СНГ при Совете министров обороны Содружества. «В каком-то смысле они повторяют наш аналог 70-х годов», – убежден главком. «Все это нас абсолютно не пугает», – подчеркнул генерал.
И действительно: в данном случае военное значение размещаемые в Польше и Чехии ракеты-перехватчики GBI (стоимостью, к слову, 100 млн долл. за экземпляр) будут иметь только в случае ракетного удара со стороны Ирана или КНДР.
Действительно, при пуске из Ирана по европейским целям траектория баллистических ракет пройдет именно над этими районами Европы. Только с этих позиций возможен перехват иранских и северокорейских носителей на встречно-пересекающихся курсах, то есть единственным способом, которым GBI вообще способны перехватывать вражеские ракеты.
Минимальная разгонная дальность американских перехватчиков составляет 1000 км, а потому размещение противоракет в Турции или в Израиле невозможно с технической точки зрения.
Однако в случае полномасштабного конфликта российские ракеты пойдут в США по трансполярным маршрутам. Десяток американских перехватчиков, вынужденных атаковать на параллельно-догонных курсах, никакого ущерба атакующей волне российских МБР нанести не смогут, учитывая то, что по расчетам американских экспертов размещаемые в Европе противоракеты в идеальных условиях перехватят 2,5 моноблочных боеголовки, не оснащенных ложными целями.
С военной точки зрения США гораздо выгодней размещать позиции ПРО для защиты своей территории на Аляске и вообще на восточном побережье, что, собственно, и происходит. В этом смысле российские СЯС как были, так и остаются оружием неотвратимого возмездия, особенно с учетом способности боеголовок новых российских МБР к маневрированию на траектории и оснащения «Тополей» разделяющимися БЧ.