Во вторник с космодрома Байконур должна стартовать ракета «Протон-M» с разгонным модулем ДМ-2, которая выведет на орбиту три космических аппарата «Глонасс-М» предназначенных для пополнения российской группировки навигационных спутников.
После затянувшегося тайм-аута, связанного с переходом на новую технику, в 2008 году российскую космонавтику ожидает прорыв
Следует отметить, что неудачей в 2007 году закончился лишь один старт, состоявшийся 6 сентября. Ракета «Протон-М» с японским спутником JCSat-11, который должен был обеспечивать трансляции цифровых телепередач по каналам SKY PerfecTV абонентам японского оператора JCSAT Corp в Японии, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Гавайях, упала в 40 км от Джезказгана на 135-й секунде полета после аварийного отключения двигательной установки.
Это была первая катастрофа «Протона» при запуске после 1999 года, когда произошли две катастрофы носителей этого типа.
По сравнению с 2006 годом прогресс, как кажется, небольшой: всего на один старт больше. Не было в этом году и технически необычных стартов, типа запуска разведывательного спутника «Компас-2» с РПКСН «Екатеринбург» из акватории Баренцева моря (26 мая 2006 года) или американского аппарата Genesis Pathfinder 1 из Домбаровского позиционного района РВСН (12 июля прошлого года).
Между тем в статистике стартов уходящего года просматриваются некоторые интересные тенденции. Одна из них – широкое использование в составе ракет-носителей так называемых разгонных блоков (РБ): специальных дополнительных ступеней (обычно это третья или четвертая ступени), добавляемых к базовым носителям для наращивания их характеристик.
Такие блоки (синоним – «межорбитальные буксиры») предназначены для перевода космического аппарата с опорной на целевую орбиту искусственного спутника Земли и на отлетные траектории к планетам. При этом обеспечивается выполнение требований по ориентации и точности выведения КА.
Разработка таких ступеней началась в середине 1990-х годов, а пробная эксплуатация – в начале этого века. Всего в 2007 году произведено 11 запусков космических аппаратов с использованием РБ четырех различных типов на трех вариантах носителей. В 2006 году с использованием РБ было произведено 9 стартов. Считается, что применение РБ в составе космических транспортных систем в настоящее время – один из магистральных путей развития космонавтики.
Другая тенденция этого года – сокращение числа пусков носителей, созданных на базе МБР, подлежащих ликвидации в рамках договорных обязательств. Таких пусков было всего три, при этом использовался только один тип носителя: «Днепр», созданный на базе знаменитой «Сатаны» (обозначение НАТО — SS-18 Satan) – РС-20 (15А18).
В прошлом году таких запусков было 6, и номенклатура носителей была шире: от носителей «Старт» на базе «Тополя» и «Штиль» на базе «Синевы» до тех же «Днепров».
Пуски конверсионных носителей не прекратятся и в будущем году. Таких стартов запланировано как минимум 7. Причем, подобные старты выполняются, как правило, военными расчетами РВСН и Космических войск.
Вероятно, военные определились с наилучшим типом конверсионного носителя: это будет весьма удачный «Днепр» а так же «Стрела» («Рокот»), в недавнем прошлом – РС-18 (УР-100Н) (обозначение НАТО — SS-19 Stiletto).
«Рокот» – более тяжелая модификация «Стрелы», оснащенная РБ «Бриз-КМ», способная выводить на круговую орбиту высотой 200 километров до 2 тонн полезной нагрузки («Днепр» – до 3,7 тонн).
Учитывая, что старт демилитаризованных носителей стоит всего около 10 млн долларов, при значительной коммерческой нагрузке эти ракеты весьма надежны, а войсках накоплен немалый опыт их эксплуатации, идею использования таких носителей для гражданских нужд следует признать полностью оправдавшей себя.
Будущий год, тем не менее, станет, вероятно, последним для носителей «Циклон-3» и «Космос-3М». Как сказал командующий КВ РФ генерал-полковник В.А. Поповкин: «Что касается РН «Циклон-3», «Космос-3М» и «Рокот», использующих в качестве топлива гептил, то мы приняли строгую установку: больше не заказывать промышленности РН на токсичных компонентах топлива.
В конце 2007 года мы провели последний пуск РН серии «Циклон-3» с КА «Океан» по договору Роскосмоса с Национальным космическим агентством Украины, после чего все ПУ «Циклона» будут законсервированы, а часть расформирована».
«Есть довольно большое количество МБР «Стилет», стоящих на боевом дежурстве. Некоторые из них по мере снятия с вооружения будут использоваться для космических пусков и с целью продления ресурса в качестве РН «Рокот». Причем использовать их будем не дольше 2012–2013 годов, пока надежно не испытаем легкую «Ангару», – говорит командующий.
Между тем после несколько затянувшегося тайм-аута, связанного с переходом на новую технику и болезненной реорганизацией космической отрасли, в 2008 году российскую космонавтику ожидает настоящий прорыв: согласно информации ФГУП «Роскосмос» и источников газеты ВЗГЛЯД, близких к руководству отрасли, на будущий год запланирован 31 пуск и предварительно объявлено еще о 16 (!).
Первый из них состоится во время зимнего стартового окна – 27 января носитель «Протон-М/Бриз-М» отправит с Байконура на орбиту российский телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ33». После долгого перерыва в космосе (скорее всего, в июне) появятся и российские космические лаборатории, как, например, КА «Коронас-Фотон», предназначенный для изучения «солнечного ветра».
Этот аппарат создан в рамках Федеральной космической программы России по фундаментальным космическим исследованиям, осуществляемой Федеральным космическим агентством.
Спутник дистанционного зондирования земли «Электро-Л», предназначенный для съемок поверхности планеты в ИК-диапазоне с разрешением 1–4 километра хотя и не ликвидирует вопиющее отставание нашей страны в этой области, но позволит создать небольшой задел на будущее.
Возможно, что не все из запланированных запусков состоятся в срок или вообще состоятся. Тому есть масса причин, в том числе и коммерческих.
Например, американский телевизионный спутник AMC 14, запуск которого был запланирован еще на ноябрь 2004 года, отправится в полет лишь в первом квартале будущего года. Но даже возможные срывы и неудачные пуски не отменяют очевидной тенденции: российская космонавтика просыпается от спячки.