Стрельбы прошли успешно. «Пуск произведен по плану боевой подготовки и с целью проверки готовности морских Стратегических ядерных сил, – прокомментировал Дыгало результаты учения. – Головная часть ракеты прибыла в установленное время на полигон».
По меньшей мере два испытательных пуска (причем один из них – на глазах президента Путина) окончились неудачно
Очевидно, что пуск носил прежде всего испытательный характер. РПКСН «Тула», четвертая лодка проекта 667БДРМ «Дельфин» (по классификации НАТО – Delta IV), совсем недавно прошла капитальную модернизацию на оборонной верфи «Звездочка» в Северодвинске.
И хотя ходовые и швартовочные испытания модернизированного корабля прошли еще в 2005 году, доводочные работы, необходимые при таком объеме модернизации, потребовали дополнительного времени.
В результате крейсер был официально передан ВМФ только в ноябре прошлого года. Весь цикл работ по ремонту и модернизации корабля занял около шести лет.
Во время ремонта и модернизации подводного ракетоносца «Тула» было выполнено около 100 операций, улучшающих тактико-технические характеристики корабля.
После ремонта подводные лодки стратегического назначения снова могут выполнять свои боевые задачи в течение 10 лет, сообщается в пресс-релизе «Звездочки».
По оценкам экспертов, подводные ракетоносцы проекта БДРМ составляют основу морских стратегических ядерных сил России. Эти подлодки имеют длину 167 и ширину 12 метров, водоизмещение до 11 740 тонн. Ядерное вооружение – 16 межконтинентальных ракет с разделяющимися боеголовками.
Всего в период с 1984 по 1992 год предприятие «Севмаш» сдало Минобороны 7 таких АПЛ.
После модернизации наступательное вооружение подводного крейсера составляет улучшенный ракетный комплекс РСМ-54 с межконтинентальными ракетами Р-29РМУ «Синева», размещенными в 16 пусковых установках.
Производство этих ракет в улучшенной версии было возобновлено на Красноярском машиностроительном заводе, вероятно, с 2000 года, когда лодка и поступила в ремонт.
Р-29РМУ является компромиссным решением в связи с отказом от разработки БЛПЛ «Барк», вызванным недостатком финансирования вследствие финансового и экономического хаоса середины 1990-х годов.
Как полагают эксперты, улучшенная «Синева» оснащается 10 разделяющимися боевыми частями и системой управления, созданной для БРПЛ «Барк».
К сожалению, по меньшей мере два испытательных пуска (причем один из них – на глазах президента Путина) окончились неудачно, но после анализа недопустимой ситуации последовали жесткие «оргвыводы» со стороны Верховного главнокомандующего, и проект получил достаточное финансирование, так что ситуация постепенно начала выправляться.
Свидетельство тому – сегодняшний успешный пуск.
В ноябре этого года было принято решение о том, что баллистические ракеты подводных лодок «Синева» будут стоять на вооружении ВМФ России до 2030 года. Тому есть причина.
Наиболее крупными и мощными ПЛАРБ отечественного флота остаются «тяжелые крейсера» пр. 941 «Тайфун». Однако судьба этих кораблей складывалась до сих пор не слишком благополучно в силу как дороговизны их эксплуатации и ремонта, так и проблем с главным ракетным комплексом. Твердотопливные ракеты Р-39 имеют небольшие сроки хранения, а их производство было завязано на украинский Южмаш, который изготавливал первые их ступени.
Для замены ракет в ГРЦ «КБ им. Макеева» разрабатывался ракетный комплекс «Барк». Однако в 1998 году работы над «Барком» были прекращены по вышеизложенным причинам и после трех неудачных пусков.
В результате головная лодка пр. 941 «Дмитрий Донской», с 1991 года проходившая средний ремонт и модернизацию на Севмашпредприятии (СМП) по пр. 941У, предполагавшему оснащение комплексом «Барк», была в конце 2002 года передана для послеремонтных испытаний без основного вооружения.
Сегодня эта лодка используется для морских испытаний разрабатываемого в настоящее время МИТ ракетного комплекса «Булава», которые проходят не слишком успешно (как минимум два пуска в 20-х числах ноября закончились неудачно).
Эти неудачи – нормальное явление в связи с новизной и сложностью проекта «Булава». Тем большее значение приобретает комплекс «Синева», которому еще несколько лет, до того как его замена будет отработана до мелочей, придется служить основой морской компоненты СЯС России.