Родители, которые отказываются платить алименты, должны быть лишены водительских прав, считает первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова.
Лишая неплательщиков алиментов прав, можно оказать неоценимую помощь городу и в решении транспортной проблемы
Она отметила, что во многих европейских странах уже давно существуют жесткие меры по борьбе с неплательщиками алиментов.
«Например, в той же самой Канаде действительно отнимают водительские права, а также лишают лицензии на рыбную ловлю и охоту. В некоторых штатах США существует даже уголовная ответственность за это, а в Белоруссии неплательщик алиментов не может покидать пределы страны», – привела пример Швецова.
Такими методами, считает первый заместитель мэра, можно оказать неоценимую помощь городу и в решении транспортной проблемы, в частности проблемы пробок, которая этой осенью стала одной из основных тем на повестке дня.
«Если мы заберем водительские права, в том числе и профессиональные, у тех, кто не платит алименты, мы тем самым внесем еще и свой официальный вклад в борьбу с пробками», – приводит «Интерфакс» слова Швецовой.
Однако, по мнению юристов, предложения Швецовой нелегитимны с точки зрения российского законодательства.
«В настоящее время лишение водительских прав за неуплату алиментов незаконно, – рассказал газете ВЗГЛЯД юрист Иван Фомин. – В статье 115 Семейного кодекса и статье 157 Уголовного кодекса дан исчерпывающий перечень возможных видов ответственности за это правонарушение».
Эксперт пояснил, что по закону РФ при образовании задолженности по алиментам наступает гражданская ответственность. То есть с упрямого родителя взимаются неустойки за просрочку выплаты алиментов и возмещение убытков, причиненных такой просрочкой, в части, которую не покрывает неустойка.
Если же бывший супруг хронически не платит по счетам, то ему придется отвечать уже по статье 157 УК РФ.
«Она предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов: обязательные работы на срок от 120 до 180 часов, исправительные работы на срок до одного года или арест на срок до трех месяцев», – уточнил Фомин.
В то же время в России существуют примеры и «белорусского метода» борьбы с должниками.
Так, в октябре 2007 года Федеральная служба судебных приставов (ФССП) отмечала, что «в настоящее время в подразделениях УФССП по Москве постоянно проводятся проверки исполнительных производств на предмет выявления злостных должников по различным категориям исполнения (взыскание алиментов, кредитов)», которым в случае неисполнения судебного решения будет закрыт доступ за рубеж.
В ФССП подчеркивают, что этот метод – один из самых эффективных. К примеру, в декабре прошлого года отделом службы судебных приставов по Юго-Восточному округу Москвы было возбуждено исполнительное производство об уплате алиментов с должника в размере 700 долларов ежемесячно.
В ходе исполнительных действий судебный пристав вынес постановление об ограничении права выезда должника за пределы РФ, так как тот уклонялся от выполнения требований пристава.
В связи с тем что рабочая деятельность должника за пределами РФ была ограничена, он исполнил судебное решение, погасив задолженность на сумму 259 тыс. рублей, после чего ограничение было снято.
Однако правительство продолжает бороться за права детей, предлагая все новые и новые способы.
В ходе пресс-конференции, состоявшейся 15 ноября, Людмила Швецова выступила с идеей создания специального «алиментного фонда, из которого власти будут выплачивать деньги детям, а уже потом взимать эти средства с нерадивых отцов».
По ее данным, на сегодняшний день в Москве 230 тыс. детей воспитываются в неполных разведенных семьях, а средний размер алиментов в столице составляет 500 рублей.
По мнению Швецовой, проблема неполных семей сейчас особенно актуальна, так как по статистике по России и в Москве растет количество разводов.
В качестве основной причины (33%) приводится распространенная формулировка – «не сошлись характерами».
При этом 13% пар распадаются из-за проблем алкоголизма или наркомании в семье, 8% – из-за измены. Причина для развода, по которой расходятся еще 7% пар, – наличие второй семьи, а 3,9% – из-за размытой формулировки «бытовые проблемы», пишет РИА «Новости».