Руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков признался, что расценивает пропажу ценностей из Эрмитажа как трагедию, которая, тем не менее, позволила понять глубину проблемы. «События в Эрмитаже для нас не случайность, а закономерность, – подчеркнул Боярсков. – С помощью современных технологий нам удалось снизить количество вульгарных хищений, но произошел рост скрытой преступности из-за предательства элиты музейных работников».
Нет базы данных
Швыдкой подчеркнул, что пропажа была выявлена в ходе плановой проверки и некорректно на ее основании делать вывод, что в наших музеях все своровано
Боярсков напомнил о произошедших с 2000 года хищениях в Историческом музее, Петропавловской крепости, Таганрогском и Астраханском музеях. Исходя из этого в Росохранкультуре настаивают на изменениях в учете музейных ценностей.
Что касается непосредственно Эрмитажа, то на несовершенство системы учета руководству музея указывалось еще в 1993 году. Учет в Эрмитаже, по словам Боярскова, запутан так, что невозможно в реальном времени проследить нахождение экспонатов в хранилищах и на выставках. Если создание современной базы данных будет продолжаться в Эрмитаже нынешними темпами, то, по расчетам руководителя Росохранкультуры, работа будет завершена через 70 лет. Отсутствие современной базы данных препятствует, кроме того, возвращению в Россию похищенных ценностей.
Но, как отметил Борис Боярсков, проблемы учета ценностей характерны для всех крупных музеев. В этом виновата, в частности, выставочная активность музеев, которая мешает научной работе и негативно сказывается на сохранности музейных фондов. Кроме того, для предотвращения хищений из музеев Росохранкультура намерена добиться от правительства принятия правил торговли антиквариатом и вести разъяснительную работу среди антикваров.
Глава Агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой отметил профессиональную работу МВД в расследовании хищений в Эрмитаже. При этом Швыдкой подчеркнул, что пропажа была выявлена в ходе плановой проверки и некорректно на ее основании делать вывод, что «в наших музеях все своровано».
Культура хронически недофинансирована
Глава Агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой (фото ИТАР-ТАСС) |
Руководитель агентства согласился с негативной оценкой выставочной активности музеев, которую назвал бедой 90-х, связанной с недостаточным финансированием. Но, с другой стороны, выставки позволили провести экспертизу наиболее ценных экспонатов Эрмитажа, поскольку экспертиза проводится каждый раз, когда экспонат отправляют на выставку.
При этом, по словам Швыдкого, основную часть эрмитажной коллекции составляют нумизматика и археология, а настоящие шедевры ограничиваются десятком тысяч и они изучены очень хорошо. «Нельзя говорить о том, что у нас в музеях все импрессионисты поддельные!» – предупредил Швыдкой.
Трудности, возникшие с хранением ценностей в Эрмитаже, руководитель Агентства по культуре и кинематографии связал с тем, что большинство российских музеев находится в неприспособленных под музеи зданиях. Строительство новых хранилищ и модернизация старых требуют денег, которых на культуру выделяется явно недостаточно. «Культура хронически недофинансирована, нам нужен еще один бюджет», – заявил Михаил Швыдкой, указав на национальные проекты, на фоне которых культура выглядит сиротой.
На материальные проблемы музейщиков в 90-е годы наложились проблемы психологические. Музейные работники просто оказались не готовы к тому, что откроются границы и деньги начнут играть столь серьезную роль в жизни музеев.
Швыдкой настаивает на том, что музейные работники не представляют угрозы для музейных фондов, поскольку сумели сохранить их в трудных условиях 90-х, но пообещал сделать выводы из хищений в Эрмитаже. Одним из таких выводов, видимо, станет наказание его директора Михаила Пиотровского, но какого рода будет это наказание, Швыдкой журналистам не сообщил.
Заместитель руководителя Росохранкультуры Андрей Вилков оказался не столь лоялен к музейным работникам, заявив, что музейные кадры требуют укрепления. «Необходимо положить конец практике, когда людей тихо увольняют за хищения из одного музея, а они находят место в другом», – отметил Вилков.
Отвечая на вопрос журналистов об истинной ценности похищенного, заместитель руководителя Росохранкультуры подчеркнул, что ни один музейный работник не может знать цены экспоната, поскольку он в принципе не продается, а на цены черного рынка часто влияют и субъективные факторы. Единственное, что можно оценить, так это содержащиеся в экспонате ценные материалы или его страховую стоимость, которая также весьма приблизительна.
В завершение пресс-конференции Андрей Вилков продемонстрировал экспонат, похищенный из Эрмитажа, который был возвращен сегодня сотрудникам Росохранкультуры одним из московских антикваров. Возвращенным экспонатом оказалась икона с изображением на перламутре Серафима Саровского, относящаяся к концу XIX века.