Первый же вопрос, заданный ректору, звучал так: «Многие эксперты говорят, что национальные проекты в существующей форме – это «проедание денег», которое не повлияет на повышение качества образования… Насколько национальный проект в этом виде может реально повысить качество образования?».
Я ожидаю, что падение качества школьного образования будет продолжаться еще как минимум пять лет
Кузьминов ответил, что нацпроект «Образование» предполагает «создание нового образовательного продукта или поощрение тех, кто такой продукт уже создал. Второе направление нацпроекта – это выделение и поощрение лучших учителей, как инноваторов, так и тех, кто реально работает со школьниками, выполняет функцию воспитателя».
«Вспомните повышение зарплаты классным руководителям. Вообще в системе образования есть две задачи: первая – поощрить инноваторов, вторая – выделить и поддержать просто нормальных учителей и преподавателей, которые продолжают выполнять свой профессиональный долг даже в условиях хронической недооценки обществом и государством их труда. К сожалению, сегодня мы уже не можем сказать, что таких преподавателей большинство. Например, только 16% преподавателей вузов ведут научную работу. Остальные читают лекции по чужим учебникам», – сказал Кузьминов.
Еще один вопрос, заданный корреспондентом «Интерфакса», касался разрыва между школьной общеобразовательной программой и минимумом, обязательным для поступления в вуз.
«Преодолеть разрыв между школой и вузом можно по двум направлениям, – ответил Кузьминов. – Первое – это ЕГЭ. ЕГЭ дает возможность сегодня поступить в элитные российские вузы, такие как МГИМО, Финансовая академия, Высшая школа экономики, жителям отдаленных районов именно в силу того, что «математика снова едина». Но есть и вторая проблема – это продолжающееся падение качества школьного образования. И по этому направлению быстрого успеха ожидать нельзя. Мы должны спохватиться и начать инвестировать в общеобразовательную школу.
Прежде всего поднять зарплату учителей до социально приемлемого уровня, где-то 15–20 тыс. рублей в месяц. Это задача сложная. Учителей в России почти 2 млн., но я уверен, что общество сегодня дозрело до того, чтобы даже где-то ограничить другие потребности своего развития ради решения этой задачи... Я ожидаю, что падение качества школьного образования будет продолжаться еще как минимум пять лет: слишком большая инерция накоплена».
Что касается контроля финансовых потоков в рамках проекта «Образование», то здесь, по словам Кузьминова, механизмы контроля существуют, выстроен целый отряд контролеров и надзирателей от Счетной палаты до Контрольного управления президента. «Я думаю, что контроль за надлежащим расходованием денег по нацпроектам вполне обеспечен, а вот качество мы контролировать еще не умеем», – отметил Кузьминов.
Были на конференции и такие вопросы: «Почему, на ваш взгляд, в национальный проект «Образование» не включили дошкольное образование? Возможно ли то, что его все-таки внесут в проект?». Ректор ГУ-ВШЭ ответил, что считает, что оно (дошкольное образование) важно, но «сегодня я, например, не могу предложить комплекс мер, которые существенно ускорили бы развитие этого сектора. Общая тенденция здесь положительная. Все больше семей направляют своих детей в детские дошкольные учреждения, и такого разрыва «детсад – школа», как, скажем, между школой и вузом, сегодня нет».
Также Кузьминов полагает, что «система аттестации научных кадров в России практически разрушена». Формально она существует, а реально ее нужно строить заново. Ученые степени доктора и кандидата экономических, педагогических, юридических наук уже просто ни о чем не свидетельствуют. Необходимо переходить к ученым степеням, которые присуждали бы ведущие вузы и институты РАН. Такая персонификация степени позволит «отделить овец от козлищ».