На 84-м году жизни после тяжелой болезни скончался выдающийся русский философ и социолог Александр Александрович Зиновьев. Ветеран Великой Отечественной войны, Зиновьев в 1950–60-х годах стал одним из символов философского пробуждения в СССР.
По мнению Зиновьева, период, последовавший за Октябрьской революцией, стал «лучшим периодом в истории России
Зиновьев родился в 1922 году в семье крестьянина. После школы поступил в Московский институт истории философии и литературы, но после выступления против культа личности Сталина был исключен без права поступления в другие вузы. Затем он вынужден был скрываться от органов госбезопасности. От тюрьмы его спасла армия, в которой он прослужил с 1940 по 1946 год.
Великую Отечественную войну он завершил в штурмовой авиации, за боевые заслуги награжден орденами и медалями. После войны окончил философский факультет МГУ, одновременно учась на мехмате. В 1960 году Зиновьев защитил докторскую диссертацию, вскоре после этого получил звание профессора и стал заведовать кафедрой логики в Московском университете, сообщает ИА «ВолгаИнформ».
В 1978 году он был выслан из СССР за вышедшее за рубежом сатирическое произведение «Зияющие высоты» и много лет провел в изгнании, в основном в Германии. В 1990-х Зиновьев вернулся в Россию, читал курс лекций на философском факультете МГУ.
Александр Зиновьев автор более 50 трудов, среди которых «Русская судьба – исповедь отщепенца», «Гомо советикус», «Запад», «Катастройка», «Гибель русского коммунизма». В своих статьях и публичных выступлениях он отстаивал ценность независимого исторического пути нашей страны, пройденного ею в XX столетии, сообщает «Эхо Москвы».
Зиновьева всегда считали скорее не антикоммунистом, а человеком, разочаровавшимся в том, как светлая идея претворяется в жизнь. Как и Александр Солженицын, он резко осуждал Запад за материализм, но, в отличие от Солженицына, отказавшегося от советской системы во имя загадочного панславизма, Зиновьев находил в коммунизме позитивные черты, которые, по его мнению, соответствовали потребностям русского человека, отмечает BBC.
По мнению Зиновьева, период, последовавший за Великой Октябрьской социалистической революцией, стал «лучшим периодом в истории России». Советский режим имел мало общего с коммунизмом Маркса и Энгельса, подчеркивал он, однако коллективистский подход вполне соответствовал нуждам населения в том, что касается материального благосостояния и образования, и позволил вытащить Россию из отсталости.
«Зияющие высоты» безжалостно высмеивали годы брежневского застоя, однако куда более гневные слова прозвучали из уст Зиновьева годы спустя, в адрес идеологов перестройки – Михаила Горбачева, Александра Яковлева, Бориса Ельцина и других, которые, по его словам, разрушили Советский Союз и отдали его на растерзание западному капитализму.
Его сравнивали с Джонатаном Свифтом. В одной из своих работ – «Иди на Голгофу» (1982 год; подзаголовок – «Мазохическая повесть») – он размышлял о том, почему русские так склонны к страданию. «Мы, русские, имеем богатый исторический опыт по этой части, – писал автор. – Страдания стали нашим привычным образом жизни и нашей натурой. Мы страдаем с выдумкой, с талантом, с большим мужеством и терпением, можно сказать, профессионально. И, конечно, с наслаждением. Мы, русские, поставляем в мировую культуру не только коммунистические идеи, шпионов, водку, икону и матрешек, но и первоклассных страдальцев».
Перестройку он невзлюбил еще больше, чем советскую власть, и, несмотря на свое непримиримое отношение к западной культуре, Зиновьев почти 10 лет откладывал возвращение в новую Россию. Однако в конце концов решился на это в 1999 году. «Я хочу быть с русскими, чтобы бороться против врагов страны», – сказал он тогда. Умер Зиновьев, как сказала агентству France Presse его вдова Ольга, от рака мозга.