Эксперты из США утверждают, что ежегодно правообладатели недополучают из России больше миллиарда долларов.
Несут потери
Потери всех правообладателей в год составляют от 212 до 230 млн. долларов
Статистика за 2004 и 2005 годы в сравнении выглядит обнадеживающе: в 2004 году в России было 80% контрафактных оптических носителей, а в 2005-м эта цифра сократилась до 67%. С начала 2004-го в борьбе с пиратами государству активно помогают общественные организации, об этом заявил ректор Российского госуниверситета интеллектуальной собственности Иван Близнец.
По его данным, в прошлом году было возбуждено 2900 дел по статье 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав», а всего уголовных дел в этой области за год было возбуждено более 5 тыс. И арбитражный суд, и суды общей юрисдикции ощутимо продвинулись в борьбе с незаконным бизнесом: в арбитраже было рассмотрено 445 уголовных дел, а по 146 статье УК РФ было осуждено 8 человек. Для сравнения: до 2005 года по этой статье в тюрьму никто не попадал.
За 2005 год было произведено 19 масштабных проверок, о результатах которых можно судить по следующим цифрам: 12 лицензированных производств было приостановлено за подпольное изготовление контрафактной продукции, в казну РФ по сумме судебных исков было взыскано 93 млн. рублей.
Впрочем, правообладатели тоже несут потери, и немалые, хотя здесь сумму подсчитать сложнее, так как у каждого своя бухгалтерия и свои источники. По словам американских экспертов, ежегодно только американские правообладатели несут потерь в России на сумму около миллиарда долларов. Однако базируется эта цифра исключительно на выкладках американских экспертов, которые свои методы подсчетов не разглашают. Иван Близнец привел другие данные, которые предоставил Росстат: потери всех правообладателей в год составляют от 212 до 230 млн. долларов (если исходить из авторского вознаграждения в один доллар). Максимальная мощность российских заводов (учитывая работу в три смены и количество поликарбоната, из которого делают диски) в год – 446 млн. дисков. В год выпускается всего 100 млн. лицензионных дисков, а со всего остального массива налоги в российскую казну не поступают.
Если учесть, что контрафактная продукция от всего количества дисков составляет 67%, и прибавить к этому тот факт, что 70% пиратских дисков воспроизводят российских артистов, то претензии американцев на объективность выглядят несколько необоснованными.
Реестр авторских прав
За прошедший год было проведено около 3 тыс. изъятий (фото: ИТАР-ТАСС) |
Генеральный директор ГУП «Информзащита» при правительстве Москвы Михаил Чупов считает, что нужно менять законодательство. Несмотря на то что законодательство менялось несколько раз, в нем каждый раз оставались «дыры, которые могут быть выгодны только недобросовестным бизнесменам». «Сейчас готовится новый документ, возможно, будут изменения в четвертой части Гражданского кодекса – прежде чем прописывать изменения, нужно выслушать специалистов, закрыть эти дыры в законе», – подчеркнул Чупов.
Изменения могут коснуться коллективного управления, поскольку именно в этой области несовершенство закона дает пиратам большие возможности. Чупов привел пример: за прошедший год было проведено около 3 тыс. изъятий, у пиратов отобрали около 40 млн. дисков – и около 70% изъятого по распоряжениям прокуратуры пришлось вернуть прежним владельцам.
Дело в том, что в соответствии с законом о коллективном управлении фирму могут организовать три человека, и далее они могут использовать авторские права тех, кто с ними сотрудничает, и – внимание – всех тех, кто лично им это напрямую не запретил. Так что после подробного выяснения дела прокуратура нередко предписывает возвратить диски тем, у кого их отобрали.
Еще одна прореха в законе – отсутствие реестра авторских прав. К примеру, оперативники схватили «пирата» за руку прямо на заводе, в процессе печатания нелегальных дисков, и даже не удалось все свалить на начальника смены, который все делает по собственной инициативе. Дальше происходит диалог: выясняется, что предприниматель печатает все в соответствии с договором с компанией «Иванов и партнеры». А то, что музыкальный или видеоматериал принадлежит крупнейшему американскому бренду Х, ничего не меняет: может, у «Иванова» с Х есть еще один договор.
Если человек утверждает, что понятия не имел о том, что печатает пиратский тираж, то вкупе с презумпцией невиновности задержать его за что-то очень сложно. Авторские реестры как раз для того и нужны, чтобы «пираты» не могли ссылаться на незнание. Эту норму, по мнению Чупова, необходимо включить в новую редакцию законодательства – он напомнил, что в крупнейших странах такие реестры уже существуют.