На сегодняшний день в большинстве европейских стран существует возможность купить мобильный телефон за символическую сумму. Низкая цена обусловлена тем, что такой телефон работает только с подключением к определенному оператору связи. Стоит вставить другую SIM-карту – и телефон превращается в бесполезный кусок железа. Однако есть возможность снять подобную блокировку, ею и пользуются многочисленные злоумышленники, взламывающие «серые» мобильники для продажи в других странах, в частности в России.
Подвержены вирусам
Даже без вирусов разблокированные телефоны – заведомо некачественный товар
Желающих нажиться подобным незаконным способом немало. На днях, к примеру, крупная партия «серых» мобильных телефонов для поставки в Россию была обнаружена в Финляндии. Партия из полутора тысяч мобильников под маркой Nokia была изъята сотрудниками финской таможни в столичном аэропорту Вантаа.
Контрафактный груз направлялся из Китая в Финляндию на борту самолета авиакомпании «Аэрофлот». Из финской столицы партию мобильных телефонов планировалось отправить в Москву, где она попала бы в розничную торговлю. Ничего не подозревающие столичные жители могли приобрести некачественный товар – ведь разблокированные телефоны изначально содержат серьезные изъяны.
Для того чтобы «залоченный» (от англ. lock – «блокировка») телефон работал через любого оператора, необходимо произвести его разблокировку. Это осуществляется заменой прошивки телефона. Кроме того, что «разлочка» телефонов незаконна, существует ряд проблем, связанных с безопасностью. Многие современные телефоны используют ОС Symbian и подвержены заражению вирусами. Известен ряд случаев, когда приобретенные на «сером» рынке телефоны были заражены Cabir и другими вредоносными программами.
Другая опасность содержится в самой новой прошивке. Она может содержать код, который будет использовать какой-нибудь незаказанный сервис, и оплата его может обойтись для пользователя в сумму до нескольких сотен евро. Средства массовой информации сообщают, что в Европе уже зафиксированы подобные случаи, проводятся расследования.
Даже без вирусов разблокированные телефоны – заведомо некачественный товар. Дело в том, что тех, кто занимается взломом, как правило, мало заботит полная исправность аппаратов – главное, что включается и звонит. На деле же «кустарные» мастера зачастую не имеют ни необходимой технологии, ни оборудования. При этом есть риск получить аппарат в лучшем случае со старой прошивкой.
Русский алфавит
Важной особенностью сертифицированной модели является наличие букв русского алфавита на клавиатуре |
Естественно, пираты совершенствуют способы, позволяющие скрыть следы взлома. Если раньше владельцу для проверки трубки на «серость» достаточно было раскрыть мобильник, снять аккумулятор, записать указанный там серийный номер и сравнить его с имеющимся в памяти телефона (большинство телефонов показывают номер IMEI при вводе с клавиатуры комбинации *#06#), то теперь установить качество устройства не так просто.
Перед покупкой нового телефона следует тщательно проверить несколько вещей. Помимо уже указанной особенности, под аккумулятором телефона обязательно должны быть наклейки РСТ и ССЭ. Если наклеек нет, значит мобильник не прошел сертификацию в России и его качество не может быть гарантировано. Разумеется, логотип оператора иностранной сети на корпусе и нерусифицированное меню – верные признаки «серого» телефона.
Важной особенностью сертифицированной модели является наличие букв русского алфавита на клавиатуре. Будьте внимательны: русские буквы должны быть нанесены тем же способом, что и английские. Сейчас некоторые недобросовестные продавцы делают гравировку на клавишах, ее можно определить по глубоко прорезанным в клавишах буквам.
Также следует обратить внимание на прилагающиеся к телефону документы: инструкция должна быть фирменной, выпущенной с хорошим полиграфическим качеством, а гарантия должна быть выполнена на фирменном бланке производителя телефона.
Доля контрабанды
Стоит вставить другую SIM-карту – и телефон превращается в бесполезный кусок железа |
И все же, несмотря на все меры предосторожности, российскому покупателю будет сложно застраховать себя от «серого» товара. Зачастую у него тоже есть гарантия для России, его ремонтируют авторизованные сервис-центры, есть инструкция на русском языке и на корпусе – все необходимые атрибуты с наклейками Ростеста. Однако за него не платили таможенных пошлин (20% плюс НДС), но об этом пользователю, ясное дело, просто неизвестно.
Не стоит думать, что взломанные мобильники редкость. Рынок подобной техники достаточно велик. Точную цифру присутствия именно таких телефонов на российском рынке назвать невозможно, есть только экспертные оценки: от 10 до 90%.
В любом случае, доля контрабанды в новых поставках до августа 2005 года была достаточно большой (в середине августа был перекрыт один из крупнейших каналов поставок некачественных мобильников в РФ). Это позволяло компаниям, даже устанавливая хорошую наценку на каждый мобильник, получать в итоге не очень высокую цену и быструю оборачиваемость капитала.
Осознавая всю серьезность проблемы, за дело взялись российские законодатели. Госдума рассматривает законопроект о создании электронных баз данных утраченных и импортируемых мобильников, рассчитывая, что подобные реестры позволят эффективнее бороться с кражей мобильников в России.
Предполагается, что наличие первой базы данных позволит упростить механизм отключения номеров в связи с их утратой. С другой стороны, системно организованная информация об импортируемых аппаратах поможет снизить количество «серых» мобильников на российском сотовом рынке.
В проекте федерального закона отмечается, что после введения федеральных реестров необходимо обязать оператора сотовой связи проводить сверку идентификационных номеров мобильных телефонов (IMEI) с номерами, одновременно используемыми в сети, а также с номерами, включенными в федеральные реестры, что будет препятствовать легализации похищенных или нелегально ввезенных трубок.