Икона, которая находится, по словам сотрудника кладбища, «на старой могиле непонятно какого года, в которой неизвестно кто лежит», изображала лик Иисуса Христа. Посетители кладбища привыкли, проходя мимо, оставлять у изображения цветы и ставить свечи.
Ночью кто-то пробрался на кладбище и поглумился над иконой – выбил керамическому изображению оба глаза
Ночью кто-то пробрался на кладбище и поглумился над иконой – выбил керамическому изображению оба глаза. Никаких надписей злоумышленник не оставил, саму могилу тоже не тронул, так что вряд ли это был сатанист, как предположили вначале сотрудники правоохранительных органов. Впрочем, три года назад часовне блаженной Ксении Петербургской, которой к тому времени исполнился 101 год, угрожала более серьезная опасность: у ее стен нашли полтора килограмма тротила, три детонатора и радиоуправляемое устройство. По счастью, устройство оказалось неисправно и взрыва не произошло, однако кому потребовалось покушаться на старинную часовню, не выяснено до сих пор.
Впрочем, случай с петербургской часовней не единичный. 14 ноября прошлого года в деревне Красный Холм Вяземского района у часовни, посвященной иконе Смоленской Богоматери, взорвалось безоболочное взрывное устройство. Часовня простояла всего четыре месяца, однако и преступника задержали уже на следующий день. Им оказался Сергей Бавыкин, промышлявший поисками боеприпасов и оружия времен Второй мировой войны. Он не стал отпираться и заявил, что несколько лет назад его дом в Москве был снесен из-за строительства храма. После этого он потерял работу, вынужден был переехать и проникся большой неприязнью к Православной церкви. Кроме того, он заявил, что в разное время в этом месте погибали не только христиане, поэтому ставить именно православную часовню было безнравственным поступком.
Впрочем, некоторые представители других конфессий не щадят ни свои, ни чужие храмы. 22 февраля, всего четыре дня назад, в Ираке от взрыва был разрушен золотой купол шиитской мечети. Во время демонстрации разгневанные шииты требовали найти и наказать виновных и так распалились, что дошли до столкновений с представителями другой ветви ислама – суннитами. В результате в Багдаде пострадали 28 суннитских мечетей, причем три из них были взорваны.
В тот же день в Нигерии толпа оскорбленных карикатурами на пророка Мухаммеда мусульман забила насмерть 18 христиан и разгромила 10 христианских церквей. Беспорядки на религиозной почве в Нигерии начались еще 18 февраля, и к тому времени, когда бесчинства прекратились, в стране было разрушено 2 мечети и 51 христианская церковь.
Глава Центра стратегического исследования религий Максим Шевченко напомнил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что осквернения предметов чужого культа начались не вчера – история знает массу подобных примеров. Однако религия начинает играть все более значимую роль в жизни общества, поэтому в последнее время напряжение несколько возросло – оскорбление чужих религиозных символов является одним из фактов деморализации противников. Избежать подобных актов вандализма, по мнению эксперта, нельзя, поскольку человека невозможно отучить от природной агрессии – можно лишь попробовать направить ее в русло созидания. При этом тенденция усиления значения религии в жизни общества будет сохраняться, в том числе и в России. «Религия начала активно возвращаться на утраченные позиции пропорционально с обнищанием идей социализма», – отметил Шевченко. Случай на Смоленском кладбище, по его мнению, не более чем злостное хулиганство.