Нынешние темпы сокращения, по словам исследователей, составляют 8% за 10 лет. Если эта тенденция продолжится, то уже летом 2040 года льда в Арктике может не остаться вовсе.
Не опровергая американских коллег по существу, различные европейские исследовательские группы приводят другие сведения о сроках исчезновения круглогодичного ледового панциря в Арктике: от 2060 до 2100 года. Впрочем, эти данные постоянно подвергаются коррекции на основании новых сведений о динамике изменения площади арктических льдов и уточненных математических моделей.
Льды отступают
Расширяющаяся поверхность воды аккумулирует все больше солнечного тепла, что по принципу обратной связи еще более ускоряет таяние ледников
Согласно опубликованным данным, в случае, если эмиссия парникового газа продолжится прежними темпами, то ледяное покрывало Арктики будет иметь периоды относительной стабильности, сопровождаемые резким отступлением льда. К такому выводу пришла группа исследователей из Национального центра атмосферных исследований США (NCAR) и канадского университета Мак-Гилла.
Лишь небольшая часть постоянного массива льда может сохраняться в летний сезон вокруг северной береговой линии Канады и острова Гренландия, отмечают ученые в журнале Geophysical Research Letters. При этом площадь арктических льдов сокращается шестой год подряд, утверждают американские ученые. По их данным, сегодня этот показатель находится на самой низкой отметке за последние 100 лет.
И, предупреждают они, темпы сокращения площади ледников в ближайшие годы будут лишь ускоряться. «Мы уже стали свидетелями значительной утраты морского льда, но, по нашим прогнозам, сокращение ледяного покрова в последующие несколько десятилетий может быть намного более драматичным, чем все, что мы наблюдали до сих пор», – считает Марика Холланд из NCAR.
В ноябре этого года арктический шельфовый ледник был на 2 млн. кв. км меньше, чем он должен быть по данным многолетних наблюдений. Тающий лед может иметь разрушительное влияние и ускорить глобальное потепление, предупреждают специалисты, поскольку расширяющаяся поверхность воды аккумулирует все больше солнечного тепла, что по принципу обратной связи еще более ускоряет таяние ледников.
Речь идет не только о ледовом покрове океана, эта тенденция касается, например, ледников Гренландии: ученые AGU выяснили, что свои границы изменили уже два гренландских ледника и еще один у берегов Аляски. Примерная скорость таяния одного из них составляет уже 15 км в год. В 2001 году она была в 3 раза меньше. За прошедший год область таяния ледяного покрова увеличилась на 16%, что является наибольшим показателем за 24 года измерений.
Степень влияния
Остров Гренландия |
Если эти изменения рассматривать по отдельности, то они всего лишь свидетельствуют о потеплении климата в конкретных регионах. Однако, взятые в целом, они неопровержимо доказывают глобальность процесса потепления, считают ученые. За потеплением могут стоять изменения воздушных и морских течений, но деятельность человека, приведшая, например, к образованию озоновых дыр, также имеет к нему отношение. Человек, безусловно, влияет на окружающую среду, однако степень серьезности этого влияния учеными еще не определена.
Марк Серрезе из Национального центра изучения снега и льда в Колорадо (NSIDC) полагает, что этот вопрос до сих пор взывает споры и всегда будет существовать определенная неопределенность, потому что климатическая система сама по себе достаточно вариативна, особенно в Арктике. «Но я думаю, все более и более убедительными становятся доказательства того, что парниковый эффект действительно имеет место. Лично я готов поставить свой ипотечный кредит на то, что происходит именно это», – говорит он. Собственно, не определена, по мнению оппонентов американской группы исследователей, и возможная скорость таяния арктических ледников. По мнению этих специалистов, у большинства наблюдений за состоянием арктических льдов есть один серьезный недостаток: оценивается только площадь льда, а не его объем. «Один из факторов может состоять в движении ледовых масс», – сказала год назад в интервью ВВС профессор Лиз Моррис из Британской антарктической экспертизы, работавшая в кембриджском Институте полярных исследований.
Дивиденды с катаклизма
Вопрос о принадлежности морского пути вызывает массу разногласий между Канадой и США |
Между тем, как полагают некоторые эксперты, последствия потепления могут принести не только новые природные катаклизмы типа небывалых засух или наводнений, поразивших Европу несколько лет назад, но и некоторые экономические дивиденды – по крайней мере странам, расположенным в Арктическом регионе. В статье 76 Конвенции ООН по морскому праву говорится, что зона исключительных интересов прибрежного государства ограничена 200 морскими милями. Кроме того, права на морское дно ограничены 150 милями. При расчетах должна учитываться протяженность континентального шельфа.
В настоящее время шельф, простирающийся до Северного полюса, никому не принадлежит. Эта зона подконтрольна Международному управлению по проблемам морского дна в Кингстоне, на Ямайке. Но с таянием океанского ледника сокровища шельфа станут гораздо более доступными для освоения. США, Канада, Россия, Норвегия и Дания, по сути, уже ведут борьбу за раздел Арктики. В результате глобального потепления Арктический регион приобретает все большее стратегическое значение. Благодаря таянию льдов северные морские пути все чаще становятся доступными для судоходства.
По подсчетам ученых, к 2050 году они будут свободны от льда 100 дней в году (сегодня только 20). В этом случае владельцы этих вод смогут в перспективе получать ощутимую прибыль от навигации.
Так, Северный морской путь (иначе Северо-Восточный морской проход, длина от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км), используемый Россией с 30-х годов прошлого века во время летней навигации для обслуживания портов Арктики и крупных рек Сибири, станет судоходным круглогодично.
При этом интересные перспективы откроются для Канады. Ведь с 60-х годов ХIX века известно, что, кроме Северо-Восточного, существует и Северо-Западный проход из Атлантического океана в Тихий вокруг арктических побережий Северной Америки.
Сейчас он открыт для судоходства лишь несколько дней в году, однако лет через 30 его значение может сравняться со значением Севморпути. Речь может идти о транспортировке товаров в канадский порт Черчилл (Гудзонов залив), затем по железной дороге на юг.
Или же можно открыть новый маршрут между Атлантикой и Тихим океаном. Тогда большим кораблям не надо будет огибать мыс Горн.
Вопрос о принадлежности морского пути вызывает массу разногласий между Канадой и США, как и споры между Россией и Норвегией относительно принадлежности нефтеносных районов шельфа в Баренцевом море. Очевидно, что таяние арктических ледников принесет немало сюрпризов не только ученым, но и политикам.