Первое сообщение о перспективных БПЛА, создаваемых в рамках программы, финансируемой из неправительственных источников, компания сделала на прошедшей в конце сентября в Орландо североамериканской конференции Международной ассоциации беспилотных систем (Association for Unmanned Vehicle Systems International, AUVSI). Недавно в прессе появились технические подробности проекта.
Исполнительный директор компании Стефан Амрэли сообщил, что разработка беспилотника нового типа началась в 2001 году. Предполагалось, что он сможет оказывать поддержку войск в условиях городской застройки, а также в лесистой местности.
Крылатые «кабаны»
Это гораздо более серьезная боевая машина, предназначенная для нанесения высокоточных ударов в глубине обороны противника
На самом деле фирма предложила даже не один проект, а целую линейку аппаратов в рамках достаточно продуманной концепции. Хотя пока речь идет всего лишь о двух типах беспилотных машин, получивших названия BattleHog 100x и BattleHog 350x, разработчики планируют создать на их базе и более тяжелые модификации с усиленным вооружением и защитой. Характеристики этих машин пока не сообщаются.
Согласно имеющейся информации, первый полет продолжительностью 3 минуты BattleHog («Боевой кабан») совершил 19 января 2005 года. Первые летные испытания новой версии БПЛА BattleHog 100х прошли в июле 2006 года. Аппарат находился в воздухе непрерывно до 8 часов и развивал крейсерскую скорость 330 км/ч, сообщает журнал Flight International.
Силовая установка состоит из легкого вертолетного турбореактивного двигателя PW206 производства компании Pratt & Whitney Canada или аналогичного по классу T63-A720 компании Rolls Royse/Allison. Оба мотора отличаются пониженным расходом топлива. Длина BattleHog 100x составляет 3,8 м, размах крыльев – 5,2 м, высота – 1,5 м Сухой вес – 540 кг, максимальный взлетный – 1450 кг, полезная нагрузка – 340 кг. Потолок – около 7 тыс. м. Максимальная скорость – 500 км/ч, крейсерская – 333 км/ч.
Дальнейшее развитие концепции представляет аппарат BattleHog 350x. Это гораздо более серьезная боевая машина, предназначенная для нанесения высокоточных ударов в глубине обороны противника (концепция Deep Strike). В отличие от «меньшего брата» BattleHog 350x имеет скоростную аэродинамику, сконфигурированную согласно требованиям технологии stealth.
Согласно имеющейся графике обводы БПЛА в общих чертах напоминают истребитель пятого поколения F-22A Raptor. На сегодняшний день известны только массогабаритные характеристики проекта: длинна 12 м, размах крыльев – 12 м, высота – 1,5 м. Сухой вес – 6800 кг, максимальный взлетный – 16 800 кг, полезная нагрузка – 4500 кг. Потолок – около 20 тыс. м. Данных о скорости не приводится, но на некоторых опубликованных художники изображают аппарат, окруженный срывным потоком, возникающим при преодолении звукового барьера.
Главная особенность
BattleHogx: вид сверху |
Казалось бы, в представленных проектах нет ничего особенного – подобные изображения БПЛА можно встретить и в серьезных специальных журналах, и в курсовых проектах студентов авиационных вузов. Однако проект BattleHog несет в себе ряд решений, отличающихся принципиальной новизной.
Прежде всего – это движитель, являющийся одновременно исполнительным механизмом системы управления полетом. В отличие от классических летательных аппаратов, американский беспилотник не имеет отклоняемых аэродинамических поверхностей: рулей и элеронов. Основой конструкции является запатентованная подъемная система на основе ротора с высоким крутящим моментом (High Torque Aerial Lift, HTAL).
Его применение, во-первых, позволило резко уменьшить габариты роторов, «спрятав» их внутрь фюзеляжа, что одновременно позволило снизить их уязвимость от огня противника, во-вторых – обеспечить машине вертикальный взлет и посадку (плюс возможность «зависать» в воздухе по вертолетному).
И, наконец, быстро вращающиеся массивные роторы служат одновременно и силовыми гироскопами, стабилизирующими БПЛА в полете с высокой степенью точности. Отклонение оси такого гироскопа в ту или иную сторону от плоскости его вращения, как известно из физики, вызывает моменты силы, которые и приводят к изменению траектории ЛА.
Примечательно и то, что БПЛА BattleHog изначально создаются как ударные машины со встроенным комплексом вооружения. Для модели «100х» это или одна – две управляемых ракеты AGM-114K Hellfire, или блоки высокоскоростных НУРС Hydra-70 (обе системы входят в комплект штатного вооружения вертолета огневой поддержки AH-64 Apache), и встроенный многоствольный пулемет М134 Minigan калибра 7,62 мм с темпом стрельбы от 2000 до 4000 выстрелов в минуту, отлично зарекомендовавший себя как авиационное средство поражения живой силы еще со времен Вьетнамской войны.
Для модели «350х» вооружение предусматривается более серьезное, свойственное скорее боевым самолетам, нежели вертолетам огневой поддержки. Это свободнопадающие авиабомбы GBU-28, авиабомбы с комплектом высокоточного наведения JDAM GBU-29, GBU-30, GBU-32, GBU-38, ракеты «воздух-воздух» большой дальности AIM-120, автоматическая пушка M61A1 Vulcan калибра 20 мм. То есть по составу вооружения и бортовой электронике более тяжелый БПЛА примерно соответствует палубному штурмовику Корпуса морской пехоты США AV-8B Harrier.
Спорная концепция
Блоки высокоскоростных НУРС Hydra-70 |
Впрочем, концепция американских беспилотников и представленные разработчиком характеристики аппаратов вызывают ряд вопросов. Прежде всего это касается боевой живучести подобных аппаратов. Как сообщает American Dynamics, оба БПЛА будут нести бронирование I и II класса.
Очевидно, речь идет о так называемой гражданской классификации брони, которая применяется для определения класса защищенности, например, инкассаторских грузовиков. Так, согласно заокеанским «ГОСТам» броня I останавливает пули, выпущенные из «гражданского» оружия пониженного могущества или от выстрелов из дробовика.
Броня класса II способна противостоять осколкам от взрыва ручной гранаты или усиленным винтовочным пулям, но она не сможет противостоять даже тяжелым пулеметам калибра 12,7 мм, не говоря уже о выстрелах из ручного противотанкового оружия или ракетах ПЗРК, что явно недостаточно для ведения боя в городе, не говоря уже об операциях в глубоком тылу противника.
Разработчикам БПЛА остается уповать только на малую заметность и высокую маневренность своих машин. Остается открытым и вопрос о степени автономности комплексов. Очевидно, что приоритет выбора цели и решение на применение оружия остается за человеком – оператором.
Для большинства современных БПЛА достаточно «забить» прицельной помехой командную линию, связывающую аппарат с оператором, как он превратится из грозной боевой машины в бесполезного «голубя мира», способного нанести ущерб, лишь удачно свалившись на голову противника. Тем не менее, несмотря на все недостатки, процесс создания вооруженных беспилотников идет по всему миру.
«Страж-птицы» в боевом строю
Беспилотный разведчик Silver Arrow Hermes 450 |
Вероятно, первой такой машиной стал созданный на основе американского разведывательного БПЛА General Atomics MQ-1 Predator («Хищник») аппарат MQ-9 Reaper («Жнец» здесь - один из персонифицированных образов смерти). Он значительно превосходит прототип - MQ-1 Predator - по весу, мощности и нагрузке.
Максимальный взлетный вес MQ-9 составляет 4540 килограммов, скорость - 405 километров в час, высота полета – 13 700 метров. Мощность турбовинтового двигателя составляет 900 лошадиных сил. В отличие от MQ-1, который может нести лишь разведывательную аппаратуру, Reaper может нести две 227-килограммовые бомбы либо восемь противотанковых ракет AGM-114 Hellfire.
С полной нагрузкой аппарат может держаться в воздухе 14 часов, а при выполнении разведывательных задач - более суток. В настоящий момент ВВС США располагают семью аппаратами MQ-9 Reaper, говорится в сообщении. Полномасштабное серийное производство этих БПЛА планируется развернуть в 2009 году.
Такие аппараты уже используются в Ираке и Афганистане. Есть сообщения, что в ходе последней операции в Ливане 200-я эскадрилья израильских ВВС применяла против важных объектов движения «Хезболлах» вооруженный вариант большого беспилотного разведчика Silver Arrow Hermes 450, однако результаты, показанные этими аппаратами, оставили желать много лучшего.
Тем временем свою версию концепции БПЛА «контртеррористического» назначения неожиданно предложил американский журнал Popular Mechanics в рамках конкурса проектов, объявленного Агентством по перспективным разработкам МО США. БПЛА Peregrine предназначен прежде всего для борьбы с себе подобными, то есть с такими же беспилотниками. Длинные тонкие крылья обеспечивают ему высокое аэродинамическое качество на низких скоростях – 45-65 километров в час.
Маленький поршневой дизель (10-15 лошадиных сил, примерно 3 килограмма веса, цена всего 1,5 тысячи долл., продается в магазинах) идеален для продолжительного патрулирования, управляемого компьютером робота по сигналам GPS и заданной программе полета. При обнаружении противника внешние части крыла срезаются пиропатронами, как и воздушный винт. Peregrine превращается в скоростной и очень маневренный перехватчик.
В дело вступает турбореактивный двигатель, о котором стоит сказать пару слов. На рынке есть небольшие, простые и дешевые модели с нужными параметрами (30 килограммов тяги. Вес – 2-3 килограмма) по цене около 5 тыс. долл. В них используются центробежные компрессоры от турбонаддува для грузовиков.
С таким движком Peregrine разгоняется до 400 километров в час, сближается с целью, используя инфракрасную головку самонаведения (очевидно, серийную, от ракеты «воздух-воздух») и, наконец, подрывает свою начинку – килограммов пять взрывчатки. Совсем как в известном романе Роберта Шекли. Для уничтожения летающих полицейских роботов – «страж-птиц», проявивших излишнюю агрессивность к своим создателям, – люди построили охотников за «стражами».