Анализируя широкий спектр различных данных, ученые каждый год выводят день, когда запросы человека начинают превалировать над способностью Земли обеспечивать его ресурсами и абсорбировать наносимый им урон. Первый такой «день отрицательного экологического сальдо» был определен в 1987 году, и тогда он пришелся на 19 декабря. Однако в результате постоянного глобального экономического роста год от года эта дата передвигается на все более ранний срок.
Исследованиями в этой области занимаются американская «Сеть глобального следа» (СГС) и британский «Новый экономический фонд» (НЭФ). Последний, кстати, утверждает, что для Соединенного Королевства день смещения баланса пришелся в этом году на 16 апреля.
Все это значит, говорят авторы только что обнародованного доклада, что Земле нужно 15 месяцев на восстановление всего потребленного человечеством в этом году. «Мы прожигаем гораздо больше того, что можем себе позволить в экологическом отношении, и, влезая в экологические долги, совершаем две ошибки - говорит один из директоров «Нового экономического фонда» Эндрю Симмс. - Во-первых, миллионы людей на Земле, которые и там не имеют в своем пользовании достаточно земли, продовольствия и чистой воды, лишаются возможности удовлетворить свои потребности. Во-вторых, подвергаем риску механизмы жизнеобеспечения нашей планеты».
Методика вычисления баланса основана на концепции «экологического следа», системы, измеряющей количество земельных и водных ресурсов, необходимых человечеству, а также объемов продуктов его жизнедеятельности, которые вынуждена абсорбировать Земля.
Генеральный директор «Сети глобального следа» Матис Вакернагел говорит, что человечество слишком активно использует свою «экологическую кредитную карту» и «уничтожает природные ресурсы нашей планеты». «На протяжении небольшого срока это допустимо, однако в конце концов превышение кредита приводит к истощению ресурсов - таких как леса, океаны, сельскохозяйственные земли, - от которых зависит наша экономика», - считает Вакернагел.
Фредрик Эриксон, директор работающего в Брюсселе Европейского центра международной политической экономики, говорит, что склоняет голову перед авторами доклада, пытающимися по-новому взглянуть на проблему истощения ресурсов. Однако, добавляет он, сама концепция экологической задолженности «просто смехотворна».
«Если использовать принцип «следа» с целью отслеживания микропоследствий различного экономического поведения на экологию, все хорошо, - поясняет Эриксон. - Однако они неверно собирают и оценивают информацию. У нас на самом деле в этой сфере нет сколько-нибудь серьезных данных».
Кроме того, Эриксон ставит под вопрос и употребление самого слова «задолженность». «Задолженность - это когда у тебя в одной области экономики есть большие накопления, а в другой - нехватка средств, - говорит он. - Тогда ты можешь перевести средства из одного сектора в другой, например, в виде займа. А мы кому должны?»
«Вероятно, «экологическое изобилие» было бы лучшим термином, чем «экологическая задолженность», - полагает Эриксон и добавляет: история свидетельствует, что новые технологии приводят к более эффективному использованию природных ресурсов и - одновременно - к более стабильному экономическому росту.