Окончательный вариант событий, по версии Генпрокуратуры, выглядит так. 9 июля 2004 к офису «Форбс», расположенному на улице Докукина, на машине с измененными номерами приехали Вахаев и Дукузов и, дождавшись, когда Хлебников выйдет из здания, выстрелили в него 10 раз, после чего скрылись. Хлебников был смертельно ранен и от полученных ран скончался.
Версия следствия
Подозреваемый Ходжахмет Нухаев - главный герой книги Хлебникова «Разговор с варваром». |
После пяти месяцев розыска подозреваемые были задержаны 17 ноября правоохранительными органами Белоруссии в Минске и выданы сотрудникам МВД РФ белорусскими коллегами. Следствию удалось установить, что в 2002 году в Москве была создана преступная группа, специализирующаяся на заказных убийствах и вымогательстве.
В сообщество помимо обвиняемых входили чеченец Магомет Эдильсултанов, брат обвиняемого – Магомет Дукузов и еще несколько неустановленных к настоящему времени лиц. Был назван и заказчик преступления: следствие считает, что это бывший чеченский полевой командир Ходжахмет Нухаев, один из членов так называемого правительства Ичкерии.
Нухаев, главный герой книги Хлебникова «Разговор с варваром», был представлен в произведении в неприглядном свете. В частности, Хлебников достаточно резко критиковал многие мысли и высказывания Нухаева.
В Генпрокуратуре полагают, что Нухаев решил «наказать» автора и предложил членам преступной группы за вознаграждение убить Хлебникова. Нухаев был объявлен в федеральный розыск, однако до сих пор не задержан.
Заказчики и исполнители
В ходе следствия правоохранительным органам удалось установить, что члены преступной группировки совершили еще несколько громких убийств. В июне прошлого года в Москве ими был застрелен бывший заместитель председателя правительства Чеченской Республики Ян Сергунин.
Этой же группе вменяют покушение на убийство предпринимателя Алексея Пичугина 21 ноября 2003 года.
После того как фамилия Пичугина появилась в материалах смежного дела, правоохранительным органам удалось установить и организатора группы – им, по версии следствия, оказался московский нотариус Фаиль Саретдинов.
После покушения раненый Пичугин заявил, что «заказать» его мог только Саретдинов, с которым у него были взаимные трения в бизнесе. Вызванный в Хамовническую прокуратуру Саретдинов категорически отверг предъявленные обвинения, и следствие было приостановлено.
Однако в мае этого года сотрудники прокуратуры сопоставили почерк покушений на Пичугина и Хлебникова и пришли к выводу, что это преступление вполне могло быть совершено задержанными по делу Хлебникова Вахаевым и Дукузовым.
В конце мая Саретдинов был арестован, а 6 июня ему предъявили целый букет обвинений: покушение на убийство, вымогательство, хранение оружия и организацию преступного сообщества.
Адвокат Саретдинова Руслан Коблев считает, что обвинение основано на мнении недображелательно настроенного Пичугина, который таким образом сводит с его подзащитным личные счеты.
«Мой подзащитный даже не знает тех людей, которыми он якобы руководил. А обвинения Пичугина связаны с тем, что Саретдинов сообщил коллегам Пичугина о не совсем чистоплотном поведении предпринимателя, после чего с ним перестали иметь дело. Кроме всего, человек уже арестован, а следствие по этому делу еще не закончено – сотрудники правоохранительных органов говорят, что не закончили «по техническим причинам», - заявил Коблев.
На следующей неделе в Мосгорсуде будет рассмотрена кассационная жалоба, поданная адвокатами Саретдинова по поводу решения о выдаче санкции на арест их подзащитного. В настоящее время нотариус взят под стражу и останется там как минимум до удовлетворения жалобы. Единственной реакцией Генпрокуратуры на жалобу было уточнение: Саретдинову не инкриминируют убийство Хлебникова, он задержан только по делу Пичугина.
Месть или уголовщина?
Дело об убийстве американского подданного Хлебникова вызвало много шума, и в первую очередь его гибель связывали с его профессиональной деятельностью в «Форбс». Одни утверждали, что «свободу слова» в России уже начинают отстреливать, другие полагали, что Хлебникову отомстил некий олигарх за публикацию списка 100 самых богатых людей планеты. В этом списке не на последних ролях значатся и некоторые российские предприниматели. Какая версия состоятельней - решит суд, и до его окончательного вердикта Вахаев и Дукузов не более чем обвиняемые.