На круглом столе представители Мосгордумы и ученые обсудили достоинства и недостатки проекта и внесли свои собственные предложения.
Опыт утилизации
Доктрина – не исполнительный документ, это просто стратегия, определяющая, куда двигаться дальше
Председатель комиссии Мосгородумы по экологической политике Вера Степаненко отметила, что принятая доктрина - логичное продолжение в ряду предыдущих документов, направленных на улучшение экологической ситуации столицы (имеется в виду Концепция экологической безопасности 1999 года и среднесрочная программа на 2003-2005 годы).
«После принятия доктрины Москва пойдет по европейскому пути развития», - заявила Степаненко. В первую очередь планируется перенять опыт утилизации отходов и очистки водоемов – за последние четыре года предпринят ряд соответствующих шагов и в самом документе прописан ряд норм, использующихся сегодня в странах ЕС.
Правда, если сравнивать москвичей и европейцев по уровню сознательности и бережного отношения к природе, то жители столицы вряд ли окажутся на первом месте. Однако, по мнению представителя Мосгордумы, этот вопрос решается с помощью информационных ресурсов.
Степаненко подчеркнула, что доктрина – не исполнительный документ, это просто стратегия, определяющая, куда двигаться дальше, и заявила о необходимости федерального закона об экологической ситуации в Москве. Закон будет предусматривать природоохранный принцип всех законов, и будет налажена система мер наказания за экологические нарушения.
Трансформация отходов
61% москвичей полагают, что экологическая ситуация незначительно улучшится (фото ИТАР-ТАСС) |
По мнению присутствующих специалистов, стратегия нового документа вряд ли будет успешно реализована без необходимых дополнений. Президент общественной организации «Российский зеленый крест» Александр Чумаков уверен, что в документе нет надлежащего анализа работы предыдущих лет. «Российский зеленый крест» провел опрос москвичей с целью выяснить, насколько они верят в улучшение ситуации после принятия документа. Мнения разошлись: 61% полагают, что ситуация незначительно улучшится, 2,3% - что ухудшится, 23% уверены, что все останется без изменений, остальные считают, что сильно ухудшится.
Представитель Института медико-биологических проблем РАН доктор Вячеслав Ильин подчеркнул, что в новом документе отсутствует концепция утилизации отходов. В странах ЕС налажена трансформация твердых отходов в жидкие, а жидких – в биологический газ, что позволяет расширять производство автотранспорта, работающего на биологическом топливе.
«Ведь и у нас есть такие разработки – в МГУ, в институте имени Скрябина, в Биохиммаше, однако необходимого размаха это производство еще не получило», - отметил Ильин. Что касается ущерба от выхлопов автомобилей, то все в один голос говорили об увеличении роли общественного электрического транспорта, необходимости строительства специальных эстакад или выделения специального полотна дороги для трамваев и троллейбусов, что существенно разгрузит дороги Москвы.
Кстати, такой опыт в России уже есть – в Волгограде, и новшество успело прекрасно себя зарекомендовать. Впрочем, в этом вопросе, так же как и в сравнении рядового москвича и европейца, на первый план выйдет проблема ментальности московского региона, где само собой сложилось представление: у мало-мальски обеспеченного человека должна быть машина. Между прочим, по статистике одна машина в год выбрасывает в воздух количество свинца, эквивалентное количеству свинца в рожке автомата Калашникова, а таких АК в столице более трех миллионов.